Может ли православный человек дать в долг и взять расписку, если сумма большая и человек не надежный
Мир меняется. Финансовые проблемы возникают у каждого второго. Аренда квартиры, кредит за машину, человек трудится на двух работах, считает каждую копейку. Вдруг сваливается новая проблема, еще один кредит невозможен, человек просит дать в долг. Как поступить христианину: одолжить деньги или нет, взять расписку или отказать вовсе.
Проблемы или духовная болезнь
Прежде чем помочь, неплохо бы рассмотреть, куда потратятся деньги. Христианин не должен мимо чужой беды проходить.
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42).
Истинная нужда ближнего не оставит равнодушным, человека, что призван в мире делать добро, проявлять любовь к страждущим. Апостол Павел говорит:
«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:9).
Другой вопрос, когда занимают деньги люди, что не желают жить поскромнее. Преподобный Никон Оптинский писал: «На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к попрошайничеству». Здесь наше одалживание помогает нарушить две заповеди: «не кради» и «не желай чужого».
Человек присваивает себе то, что ему не принадлежит. Вместо жизни по средствам, что получает от Господа. Им движет желание потратить чужие деньги на то, без чего несложно обойтись. Иногда можно и отказать, чтобы подтолкнуть человека к изменениям.
Прощать или требовать расписку
Христос дал верным молитву Господню со словами: «Прости, нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф.6:12).
Православные должны к этому идеалу стремиться. Прежде, чем давать деньги в долг лучше посоветоваться с домашними: мужем, женой, старшими членами семьи и одолжить ту сумму, которую сможете простить.
Священник Александр Калганов говорит: «Если сумма большая не грех и сроки возврата оговорить и расписку взять».
Ведь сам Господь призывал христиан учиться простоте у голубя, но мудрости у змеи (Мф.10:16).И расписка подтолкнет к возврату, а не воровству. Для человека естественно стремиться вернуть, что взял.
Ведь, как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Долги хуже грехов: в грехах покается человек, и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит нас Господь»!