Если будешь жить так, то и Господь сохранит тебя — старец Феофил.
Старец Феофил прожил 15 лет в Азии и 25 лет в Европе. Его жизнь полна трудов, гонений и скорбей. Сорок лет он нес духовный подвиг и до последнего издыхания возносил молитву за мир.
Схиархимандрит Феофил (Россоха) (1929–1996) встречал неоднократно старца Кукшу, который предсказывал ему непростую жизнь, полную скорбей и укреплял его в вере.
Но где бы ни служил Феофил, вокруг него всегда были люди, желавшие познать православную веру и исповедовать свои грехи, исправиться и прожить жизнь свою по Богу.
Старец имел дар прозорливости. Он выслушивать человека мог даже на бегу и дать такой краткий ответ, который менял жизнь этого человека.
Он был скитоначальником Китаевской Свято-Троицкой пустыни. В этой знаменитой пустыни подвизались старец (девица) Досифей, святой Христа ради юродивый иеромонах Феофил и другие.
Ему довелось восстанавливать из руин три храма и древнюю пустынь.
К нему ехали и с горем, и с радостью. Это был нескончаемый потом со всех сторон и у батюшки даже не было свободного времени.
Когда он выходил на улицу, людской поток просто поглощал его, все хотели его увидеть, услышать и прикоснуться.
В среду и субботу много болящих приходило и он служил, можно сказать, именно для них и что удивительно, люди действительно получали исцеление.
Так как народа много собиралось, что послушники отца Феофила даже не в силах сдержать всех, напирают со всех сторон. Другой бы уже замечание сделал и возмутился, но не отец Феофил. Лишь сидит и тихо повторяет: «Будьте смиренны и кротки».
Его вера была действительно истинной, потому что он прежде всего исполнял Евангелие, ненавязчиво приводил людей к вере. Все его беседы были смиренные с заботой о душе человека. Не было никаких резких слов и вольности. Каждый его совет был пропитал Христовой любовью. И от того люди и получали утешение, это было видно, когда приступавший к нему с глазами, красными от слез, уходил от него с лицом непросветленным.
Мы все чаще делаем напоказ, а старец делал все так, чтобы никто ничего не знал: помогал деньгами, продуктами и молитвой. Он не ждал наград на земле, он их получил на Небе, как истинный христианин.
На каждой Литургии он поминал каждого, и от того ему приходилось приходить на службу задолго, чтобы не пропустить никого. Это показательно ещё и для священства, каким должен быть пастырь.
Старец всю жизнь прожил в нищете. Всё что он имел — это келья, одежда, иконы, фрукты и консервы. При этом еду он раздавал приходящим к нему людям.
Несмотря на болезни, старца часто видели в Чернигове, в Козельце, в Феофании – он приезжал туда вместе со своими духовными чадами, помогал восстанавливать порушенных храмы и обители – и помогал не только советом или материально, но часто и сам принимал участие в строительных работах. Он оказывал помощь детским домам, неимущим семьям, ограбленным перестройкой.
Вот так, живя в нищите, можно было с помощью молитвы отыскивать и средства в тяжёлые годы, но не для себя, а для нуждающихся. Это пример истинного христианина, который не жалуется на жизнь, а берет и делает дело, направляет все внимание не на себя, а на других.
Современному человеку, погрязшему в эгоизме, трудно себе не то чтобы представить, а уж исполнить и подавно, но и поверить в это.
Старец посылал денежную лепту во многие адреса бывшей огромной страны – и это обнаружилось только после смерти старца, когда в его келье нашли благодарственные письма.
Тогда многие удивились, как велик был старец, потому что он ни разу об этом не хвалился и даже не упоминал. Делал все по Евангелию, зная, что вера без дел мертва.
В Прощеное воскресенье Великого поста 1996 года, в храме Двенадцати апостолов Китаевской пустыни, старец вышел из алтаря с крестом, стал на колени и принялся просить у молящихся прощения, в храме стоял плач.
Именно в этот день отец Феофил прощался со своими многочисленными духовными чадами. Они подходили по одному, и батюшка, внимательно глядя на каждого, говорил несколько слов, самых важных, напутственных. В храме стоял плач.
21 марта старцу посоветовали лечь в больницу и обитель заметно опустела, а 22 марта 1996 года, в 16 часов, за полчаса до своего успения, старец угостил сестру больного, который лежал с ним в одной палате, блинчиками и попросил их пойти погулять, чтобы ему остаться одному. Когда через полчаса они вернулись, старец лежал на боку, со спокойным, умиротворенным лицом – будто уснул.
Так тихо и мирно этот великий милосердный старец отошёл ко Господу.
Обратимся к его наставлениям, так как это наш, можно сказать, современник и его советы, да помогут каждому в этой жизни.
Советы схиархимандрит Феофил (Россоха)
1. Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его – привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу…» (Притч. 19, 17). А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием.
2. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково. «Сыне, даждь Ми твое сердце». «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь сохранит его и живит его… Господь поможет ему на одре болезни его» (Пс. 40, 2–4). Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем.
3. Одно чувство благодарности к Богу за Его бесчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения.
4. Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности – свои великие немощи и грехи, а также бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше.
5. Из всех страстей самая большая – это ненависть, особенно когда она сопровождается смертоносными признаками мщения.
6. Наши страсти – это наши великие болезни. Когда наша природа желает, боится, или иным каким-нибудь образом приходит в возбуждение, она тогда страдает, терпит, волнуется и выходит из того спокойствия, в котором и заключается ее здоровье.
7. Ненависть — это возгоревшая желчь, которая изнутри возбуждает дух, стесненный тысячами волнений, а извне обнаруживается на лице, искаженном от печали. Это великая тяжесть уныния, которая падает на сердце и подавляет его. Это внутренняя возбужденность души, вызывающая самые страшные движения, это мрачный туман в уме, подымающий волны пагубных помыслов. Яд в крови, отравляющий всякое удовольствие, поджигающий и распаляющий жестокость.
8. Наш Господь Бог, в Которого мы веруем, назван в слове Божием Отцом сирот и убогих. И чем мы больше можем заслужить благоволение своего небесного Отца, как не своим милосердием к нищему, убогому, плачущему, скорбящему, ко всем, требующим и жаждущим от нас сострадания, утешения, нашей помощи?
9. Тот, кто оскорбляет нищего, убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего.
10. Чтобы жить по-христиански, держитесь Православной Церкви. Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам. Как первые христиане, подражать им надо. А то книги читаем часто: прочитали, закрыли, забыли.
11. Как они жили – первые христиане? А первые христиане жили очень высокой духовной жизнью: сегодня они принимали христианство, завтра у них отнимали имущество. На третий день на страдание приглашали. Они на все готовы были. Вот и вы подражайте. Книги читайте, все хорошее закрепляйте.
12. В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой. Они старались и жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги. Они крепко исповедывали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь – как святой целитель Пантелеимон, Георгий Победоносец (первый министр Диоклетиана), великомученица Варвара, великомученица Параскева, великомученица Екатерина и другие… Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им.
13. В храмах чаще бывайте, веруйте, посещайте главные святыни Руси. Угодникам Божиим целуйте ручки, подражайте им в жизни их. Вот и будете вы настоящими, тоже хорошими христианами.
14. Дай вам Бог преуспевать во всем, и идти от силы в силу, и достигать высшего духовного совершенства.