«… и чтоб мы не разделялись, а объединялись!» — старец Зосима (Сокур)
Сегодня, 3 сентября 1944 г., родился известный старец схиархимандрит Зосима (Сокур).
Буквально перед самой кончиной старец оставил всем своё завещание:
Уже скоро я уйду от вас. Последние деньки моего жития на земле остаются. Всем духовное завещание оставляю: и после кончины держитесь Москвы, держитесь Русской Православной Церкви!
Старцу было открыто будущее и он настойчиво просил всех держаться вместе и не разделяться.
Просил он так же семьи свои беречь и чтобы из-за глупостей не ссорились, потому что лукавый так подстраивает, что сегодня из-за глупости поругались, а завтра такой костер разгорится, что всё кругом сожжёт:
Из-за нас, из-за нашей гордыни внутренней, самооправдывания собственных грехов мучаются наши семьи – и мы не понимаем. По нашим глупостям люди падают в грех, по нашим глупостям семьи распадаются, по нашим глупостям хворают дети, а мы не думаем об этом, мы все кого-либо обвиняем.
А в общении с ближними и в дружбе он всегда подчеркивал то, чтобы не быть тяжёлым и ворчливым человеком:
Бойтесь испортить друг другу настроение. Когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие, – вот тогда присмотрись к себе, потому что ты не прав.
Схиархимандрит Зосима всегда наставлял творить добрые дела, а золотить купола можно и позже. Так и другие старцы, кстати, говорили: храм не строй, а сироту пристрой.
Прежде всего, родные мои, Бог нас не спросит: какой мы храм построили, какие кресты поставили, золотые или серебряные, какие колокола там будут звонить… А Бог на суде нас о чем спросит? О делах наших, о прошедшей жизни. От своих дел или прославишься, или постыдишься. Вот о чем спросит нас Бог: накормил ли ты голодного, принял ли ты нищего или странника, посетил ли ты в темнице находящегося, сироту пригрел ли, вот о чем нас спросит Господь на суде – о добрых делах…
Как говорил знаменитый врач Гааз: «Спешите делать добро – жизнь коротка!»
Сам батюшка многих окормлял и помогал нищим, хотя особо ничего и не имел, будучи монахом. Его особым попечением пользовался Дом Милосердия, богадельня Свято-Успенской обители, где находилось около шестидесяти людей преклонного возраста.
Своим собственным примером отец Зосима давал понять всем, кто окружал его, что главное исполнять Заповеди Божии.
Дай, Господи, чтобы мы просто молились, с душой молились. Господь не требует от нас больших молитв, и святые угоднички Божии знали людскую тяжелую жизнь: не обременяли народ никогда длительными правилами. «Молитесь коротко, но с душой», – говорил преподобный Серафим Саровский. Дал он какое правило для людей? «Отче наш», «Богородицу», «Верую» читать – и за это слава Богу, и за эту молитву в этом безумном, тяжком, богоотступном мире – только от всего сердца…Молитесь, но не замаливайтесь. Лучше недомолиться, чем перемолиться. Не ударяйтесь в крайности – крайности не от Бога.
Старцу задала прихожанка вопрос: «Унываю я, вот, молюсь, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь».
Отец Зосима ответил:
Это по глупости можно только так сказать, что Бог не слышит! Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что молитва наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей.
Вразуми, Господи, как правильно молиться, с воздыханием сердечным всегда творить молитву. Особенно, начиная какое-то дело, всегда попросите Божьего благословения, и всегда, оканчивая какое-то дело, поблагодарите Бога – за это будет великая помощь Божия нам в делах наших и в жизни нашей.
На исповеди отец Зосима с каждым разговаривал и порой подолгу. Он всегда, можно сказать, вытаскивал из души всё то, что человек не мог сказать или смущался. Но батюшка мог найти подход к человеку. И обязательно говорил:
Всегда духовные силы надо иметь осознать свою неправоту, иметь силы покаяться и исправиться. Каждый будь себе судией: не оправдывайте свои грехи, не лгите перед Богом, не упорствуйте во грехе, смягчайтесь, исправляйтесь, чтобы за свое греховное упорство не пойти в ад, чтобы обязательно все спаслись, чтобы мы вновь не били своими нераскаянными грехами по лицу Спасителя.
Не будьте греховно упертыми, как некоторые из нас: упрется в грех – я прав, я права. Это гордые и надменные люди, лжецы и обманщики перед Богом.
И конечно, никогда не отчаиваться в спасении. Зачастую приходят и жалуются: вот, опять нагрешили и всё тоже самое. А батюшка скажет: упал — поднимись и снова в путь!
Не унывайте, не предавайтесь отчаянию – нет греха, которое не врачуется покаянием: Бог милостив, долготерпелив и многомилостив.
Духовный отец отца Зосимы, вспоминает сам батюшка, говорил ему:
В последнее время люди отступят от Бога, мало будут молиться Ему и угождать, но Бог от каждого рода будет избирать избранника. И этот избранник будет своей молитвой, своими подвигами, своими страданиями вымаливать грехи всего своего рода.
29 августа 2002 г. старца Зосимы не стало. В этом году исполнилось 20 лет со дня его кончины.
И вот уже в последние его годы жизни, однажды вдруг отец Зосима сказал:
Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию, – литургию мира, литургию любви, литургию единства, совершаем.
Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть… Так что мы не разделяемся по национальному признаку, мы все являемся братьями и сестрами,.. единой семьей духовной, святой нашей Русской Православной Церковью.
И дай Господи, чтобы эта семья служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись!
А незадолго до отхода в вечность старец произнес не менее важные слова:
Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, — а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой — для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой — это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем — когда мы все единая Русь!
Из уст в уста передавайте, говорил Митрополит, да и подтверждали это чада и многочисленные паломники на годовщину кончины старца, о его молитвах, поучениях, деяниях — из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец.
Аминь.