Псковский старец Валентин: «Кто-то сказал или сделал не то — терпи.»

Псковский старец Валентин: «Кто-то сказал или сделал не то — терпи.»

Наставления старца протоиерея Валентина Мордасова (10.03.1930–19.07.1998) душеполезны всем православным христианам, тем более он почти наш современник. И что интересно, по сей день через книги, которые не прекращают переиздаваться, кстати говоря, мы вновь и вновь соприкасаемся с мудростью доброго пастыря.

19 июля 1998 года батюшки не стало и сегодня мы чтим его память. Лучшим воспоминанием об отце Валентине — этого поучения поучения к нам мирянам и монашествующим.

Псковский старец Валентин: "Кто-то сказал или сделал не то - терпи."

20 мудрых советов в духовной жизни:

1. Чтобы чтение Писаний было полезно, надо: во-первых, перед чтением призвать благодать Святого Духа в помощь себе; во-вторых, читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно тебе; в-третьих, не заботиться о том, чтобы прочитать много; в-четвёртых, остерегаться чтения разнокнижного.

2. Почитать священников нужно больше, чем родителей. «Знаете ли вы, — спрашивает святой Иоанн Златоуст, — кто есть священник?» И он отвечает: «Ангел Господень». А посему и почитать пастырей,- говорит он,- должно больше, чем родителей, ибо они- служители Христовы на земле, и кто их почитает, тот почитает Христа.

3. Грехи против Духа Святого: во-первых, излишняя надежда на милость Божию, во-вторых, отчаяние во своём спасении, в-третьих, явное противление утверждённой истине и отвержение православной веры, в-четвёртых, зависть относительно тех духовных благ, которые получают наши ближние от Бога, в-пятых, пребывание в грехах и коснение в злобе, в-шестых, нерадение о покаянии до конца жизни.

4. Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя — на месте ближнего.

5. Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями. «Спасение, — говорит Премудрый, — во мнозе совете, и муж безсоветный — сам себе враг».

6. Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.

7. Господь говорит в Библии: «Праздников ваших ненавидит душа Моя», — то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.

8. Надо избегать соблазнов так:

— не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит.

— подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.

— слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.

— более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.

9. Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с употреблением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе. Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.

10. Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.

11. Время — драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени — это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени — в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.

12. Великое спасительное дело — спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.

13. Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот — в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли — ободренность, собрание чувства — трезвение. Внимание, бодренность, трезвение — три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все,- тот внутри себя.(свт Феофан Затворник). Собранность даёт возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства.

14. Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.

15. Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.

16. Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это — признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага.

17. Люди, живущие в борьбе с Богом, хотят разрушить даже установления Божии и уничтожить их благотворное влияние на образование, улучшение и счастье людей. Они препятствуют процветанию спасительных учреждений в человеческом обществе, которые под покровительством и защитою Божией должны служить ко благу человечества. Они противодействуют правильному распространению правильных познаний и просвещению ума, покровительствуют суеверию или неверию. Они презирают и осмеивают религию, Церковь, общественное богослужение и служителей Божиих.

18. Первый признак действия в человеке духа сего мира есть рассеянность. Как Дух Божий сосредоточивает человека в себе, побуждает его думать о себе, молиться, так дух мира сего рассеивает человека, побуждает его блуждать повсюду, по всяким предметам, только не заходить в самого себя, в свою душу. Второй признак духа мира сего есть светскость. Человек, водимый этим духом, занят только мирскими вещами и делами, но не хочет и не имеет охоты заниматься Божественными вещами и светлыми делами. Третий признак духа мира сего есть леность и плотяность. Если человек, водимый Духом Божиим, старается исправить свою душу, очищать свое сердце, старается каяться и обращаться к Богу, то человек, водимый духом сего мира, живет по плоти, по греховным похотям и страстям своим; если и обращается иногда к Богу, то только по видимому, а не на самом деле. Четвертый признак духа мира сего есть боязливость и человекоугодничество. Апостолы, водимые Святым Духом, открыто говорили истину и правду; они не думали о том, понравится ли истина и правда миру и знатным людям или не понравится. Кто же водится духом мира сего, тот поступает так, чтобы только понравиться другим, быть угодным им, подражать их примеру. Нет тогда у человека мужества; он тогда трость, ветром колеблемая. Теперь мы знаем, каков Дух Христов и каков сего мира. Первый ведет к Богу и к вечной жизни, а второй ведет к вечной погибели.

19. Есть обычаи, которые идут от отцов наших, – хорошие, добрые; а есть плохие, душевредные. Есть плохой обычай, когда считается обязательным тратить много денег на разные праздничные закуски: на именины, на крестины, свадьбу и пр. Тут часто люди стараются занять денег, только бы устроить приличное угощение своим родным и знакомым. А после начинаются домашние раздоры, взаимные попреки из-за напрасно потраченных денег. А отчего все это бывает? Оттого, что не хотят отстать от старых порядков жизни, от старинных обычаев.

20. Как спастись, как угодить Богу? Царство Божие нудится — встань рано с постели. Недоволен: в толпе трудно молиться, плохо поют, или другие мысли — помни, что Царство Божие нудится. Кто-то сказал или сделал не то — терпи. В домашних что-то неприятно — возлюби их. Примирись с товарищем, обуздай сердце гордое. Если никто не замечает трудов твоих, еще и выговор получаешь — вспомни, что все доброе и честное идет с трудом. Если ты учитель и ученики твои плохо учатся — не поднимай сердца на гнев, с кротостью и любовью просвещай и помни: Царство Божие нудится. Толпа стремится к богатству, хочет валяться в грехе — понуди себя побороть искушение, покинь людское сборище. Трудящимся дается Царствие Божие. Борись. Воинствуй. Только когда умрешь, увидишь, как легко твое иго было.

Царство Небесное протоиерею Валентину. Вечная память!

Псковский старец Валентин: «Кто-то сказал или сделал не то — терпи.»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.