Псковский старец Валентин: «Кто-то сказал или сделал не то — терпи.»
Наставления старца протоиерея Валентина Мордасова (10.03.1930–19.07.1998) душеполезны всем православным христианам, тем более он почти наш современник. И что интересно, по сей день через книги, которые не прекращают переиздаваться, кстати говоря, мы вновь и вновь соприкасаемся с мудростью доброго пастыря.
19 июля 1998 года батюшки не стало и сегодня мы чтим его память. Лучшим воспоминанием об отце Валентине — этого поучения поучения к нам мирянам и монашествующим.
20 мудрых советов в духовной жизни:
1. Чтобы чтение Писаний было полезно, надо: во-первых, перед чтением призвать благодать Святого Духа в помощь себе; во-вторых, читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно тебе; в-третьих, не заботиться о том, чтобы прочитать много; в-четвёртых, остерегаться чтения разнокнижного.
2. Почитать священников нужно больше, чем родителей. «Знаете ли вы, — спрашивает святой Иоанн Златоуст, — кто есть священник?» И он отвечает: «Ангел Господень». А посему и почитать пастырей,- говорит он,- должно больше, чем родителей, ибо они- служители Христовы на земле, и кто их почитает, тот почитает Христа.
3. Грехи против Духа Святого: во-первых, излишняя надежда на милость Божию, во-вторых, отчаяние во своём спасении, в-третьих, явное противление утверждённой истине и отвержение православной веры, в-четвёртых, зависть относительно тех духовных благ, которые получают наши ближние от Бога, в-пятых, пребывание в грехах и коснение в злобе, в-шестых, нерадение о покаянии до конца жизни.
4. Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя — на месте ближнего.
5. Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями. «Спасение, — говорит Премудрый, — во мнозе совете, и муж безсоветный — сам себе враг».
6. Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.
7. Господь говорит в Библии: «Праздников ваших ненавидит душа Моя», — то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.
8. Надо избегать соблазнов так:
— не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит.
— подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.
— слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.
— более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.
9. Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с употреблением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе. Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.
10. Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.
11. Время — драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени — это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени — в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.
12. Великое спасительное дело — спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.
13. Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот — в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли — ободренность, собрание чувства — трезвение. Внимание, бодренность, трезвение — три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все,- тот внутри себя.(свт Феофан Затворник). Собранность даёт возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства.
14. Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.
15. Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.
16. Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это — признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага.
17. Люди, живущие в борьбе с Богом, хотят разрушить даже установления Божии и уничтожить их благотворное влияние на образование, улучшение и счастье людей. Они препятствуют процветанию спасительных учреждений в человеческом обществе, которые под покровительством и защитою Божией должны служить ко благу человечества. Они противодействуют правильному распространению правильных познаний и просвещению ума, покровительствуют суеверию или неверию. Они презирают и осмеивают религию, Церковь, общественное богослужение и служителей Божиих.
18. Первый признак действия в человеке духа сего мира есть рассеянность. Как Дух Божий сосредоточивает человека в себе, побуждает его думать о себе, молиться, так дух мира сего рассеивает человека, побуждает его блуждать повсюду, по всяким предметам, только не заходить в самого себя, в свою душу. Второй признак духа мира сего есть светскость. Человек, водимый этим духом, занят только мирскими вещами и делами, но не хочет и не имеет охоты заниматься Божественными вещами и светлыми делами. Третий признак духа мира сего есть леность и плотяность. Если человек, водимый Духом Божиим, старается исправить свою душу, очищать свое сердце, старается каяться и обращаться к Богу, то человек, водимый духом сего мира, живет по плоти, по греховным похотям и страстям своим; если и обращается иногда к Богу, то только по видимому, а не на самом деле. Четвертый признак духа мира сего есть боязливость и человекоугодничество. Апостолы, водимые Святым Духом, открыто говорили истину и правду; они не думали о том, понравится ли истина и правда миру и знатным людям или не понравится. Кто же водится духом мира сего, тот поступает так, чтобы только понравиться другим, быть угодным им, подражать их примеру. Нет тогда у человека мужества; он тогда трость, ветром колеблемая. Теперь мы знаем, каков Дух Христов и каков сего мира. Первый ведет к Богу и к вечной жизни, а второй ведет к вечной погибели.
19. Есть обычаи, которые идут от отцов наших, – хорошие, добрые; а есть плохие, душевредные. Есть плохой обычай, когда считается обязательным тратить много денег на разные праздничные закуски: на именины, на крестины, свадьбу и пр. Тут часто люди стараются занять денег, только бы устроить приличное угощение своим родным и знакомым. А после начинаются домашние раздоры, взаимные попреки из-за напрасно потраченных денег. А отчего все это бывает? Оттого, что не хотят отстать от старых порядков жизни, от старинных обычаев.
20. Как спастись, как угодить Богу? Царство Божие нудится — встань рано с постели. Недоволен: в толпе трудно молиться, плохо поют, или другие мысли — помни, что Царство Божие нудится. Кто-то сказал или сделал не то — терпи. В домашних что-то неприятно — возлюби их. Примирись с товарищем, обуздай сердце гордое. Если никто не замечает трудов твоих, еще и выговор получаешь — вспомни, что все доброе и честное идет с трудом. Если ты учитель и ученики твои плохо учатся — не поднимай сердца на гнев, с кротостью и любовью просвещай и помни: Царство Божие нудится. Толпа стремится к богатству, хочет валяться в грехе — понуди себя побороть искушение, покинь людское сборище. Трудящимся дается Царствие Божие. Борись. Воинствуй. Только когда умрешь, увидишь, как легко твое иго было.
Царство Небесное протоиерею Валентину. Вечная память!