Совесть замучила…
Куда пропала у него совесть? — слышим мы, да и сами порой говорим, когда видим, что человек совершает противное.
Совесть — наша обличительница. И говоря о других, нужно не забывать и о своей. Ведь мы порой обманывается, когда говорим:
— Я всем добра только желаю, это они не хотят моего добра.
А обманываемся мы, прикрываясь мнимым благочестием, так как в душе своей сами и осуждаем, и ругаем, и клевещем на других, а фантазии наши и вовсе заходят за все грани приличия. Чего уж требовать тогда от других?
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
Храни совесть по отношению к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу.
И вспоминая свои проступки, не хочется даже думать, как и кто что соделал, а лишь исправлять себя и стремиться быть с Богом.
Бог от нас не отходит, Он дал свободу нам и мы сами решительно от Него отворачиваемся, идя осознанно на грех.
Святитель Феофан Затворник пишет:
Сожженная совесть ничего не чует, грешит с осознанием — и горя мало.
Авва Исаия:
Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели.
Мы видим, что наша совесть — это как естественная книга, об этом указывает ещё Марк Подвижник:
Деятельно читающий эту книгу, на опыте познает Божественное заступление.
Предаться на волю Божию мы, порой, боимся, но лишь от того, что вера наша мала или вовсе отсутствует. Или малодушествуем. Например, после исповеди внутреннее ощущение упрека внезапно возникает и смущает человека. Отчего же? Вроде покаялись… Но преподобный Амвросий объясняет с чем это связано и как мы видим, оказывается с той же совестью:
Бывает, что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, то есть упреки совести.
Поэтому не будем смущаться, а наоборот больше утверждаться в вере. И наша обличительница совесть не даёт нам уснуть, видя предстоящие искушения. Мы извлекаем урок, потому что находимся на поле брани, а полученные ссадины и раны служат нам напоминанием, что есть хорошо, а что плохо.
Святитель Иоанн Златоуст пишет:
Бог и устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко, и обычно уязвляет грешника сильнее всякого острия.
Чтобы мы не уклонились куда-либо, Премудрый Господь заботится таким образом о нас. И продолжает Святитель:
И во время совершения греха, и прежде совершения, и после совершения наша совесть является суровым обличителем.
Хотя бы однажды, или дважды, или трижды, или тысячу раз ты не послушал голоса <совести>, она снова будет говорить и не отстанет до последнего твоего издыхания; и в доме, и на распутиях, за трапезою, и на торжище, и на пути, а часто и в самых сновидениях она представляет нам образы и виды сделанных грехов.
…Бог не сделал обличение совести ни непрерывным <ибо мы, непрестанно быв обличаемы, не снесли бы этой тяжести>, ни столь слабым, чтобы она, после первого или второго увещания, прекратила его. Если бы она стала угрызать нас каждый день и час, мы были бы подавлены унынием; а если бы, напомнив однажды или дважды, перестала обличать, мы не много получили бы пользы. Поэтому Он сделал это обличение хотя и всегдашним, но не непрерывным; всегдашним, чтобы мы не впали в беспечность, но, слыша всегда ее напоминания, пребыли до самой кончины бдительными; не непрерывным и не непрестанным, чтобы мы не падали духом, но ободрялись, получая некоторое облегчение и отраду.
Слава Богу за всё!