Старец Адриан: «Вдруг снимался потолок, разрушались стены, разверзалась предо мною земля и видел огненную бездну»
Старец Адриан Югский (1800–1853) всегда просыпался рано, можно сказать, с восходом солнца, а бывало и раньше. Круглые сутки в течение нескольких лет, он взбирался по верёвке на колокольню и ежечасно звонил в колокол. А спал и вовсе стоя. А однажды прочитав, что преподобный Серафим спал на локотках, то сказал: «О, если бы и нам выучиться так спать. Те, кто попали в рай, немного спали». Так старец Адриан учился бдению.
Старец Адриан возлюбил пост с самого начала иноческих подвигов и был ему верен до смерти.
Вся его еда хранилась в стеклянной баночке. Туда старец смешивал в воде ржаные сухари, немного овсяной муки, солод. Всё это неделями хранилось в ней, и не портилось. Этим раствором он и питался. Что примечательно даже и его старец отмеривал на своих специальных весах.
А с молодости, храня себя и в целомудрии, он всегда боролся с плотью. И потому он часто пешком ходил в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В один из таких походов, молясь там шесть недель, он отморозил себе ноги. Но после этой болезни от стал на путь служения ближним.
Его советами очень дорожили. Они не были надуманными или наставления сверхмеры. Многие хранили его письма и даже ставили в рамочки.
А при личных встречах всего один лишь вид старца приносил утешение.
Некоторое время даже люди селились близ старца, чтобы научиться от него быть истинным христианином.
Много посеял Слова Божия старец за свою жизнь и много добра совершил.
Некоторое время старца хотели сделать настоятелем обители, в которой он подвизался, но он принял подвиг юродства. Два год он жил в лесу, ходил в рубище, питался верхушками деревьев.
Много чад старца вспоминает его следующими словами: «Поразительно было искусство старца, приучать людей к любви и смирению христианскому. Никакой характер, никакая быстрота ума, никакая гордость и самонравие человеческое не могли устаивать против мудрых распоряжений старца, – все благоуспешно направлялось им к желанному концу смирения и любви христианской. Старец обладал необыкновенным искусством и мудростью облегчать и смягчать жестокости и трудности указываемого им пути подвижничества и строгости жизни духовной делать любезными и приятными в глазах предавшихся его руководству; иго Христово, при его внимании и руководстве, казалось для них благом, и бремя Его – легким».
Новый настоятель Адрианова Пошехонского монастыря, игумен Сергий, не мог понять подвига старца и относился к нему недоверчиво. В последствии и вовсе запретил ему принимать народ. Но духовные чада все же отстояли это право и игумен все же согласился принял их сторону.
Видя смущение братии, старец неожиданно принимает решение уйти из обители, сказав: «Кто я такой, что из-за меня, убогого, смущается настоятель и братия святой обители?»
В 1851 году отец Адриан переходит в Югскую Дорофееву пустынь. Там настоятель радушно встретил отца Адриана и разрешил ему принимать людей и вести переписку с чадами.
В этой обители старец прожил два года.
Чада старца так вспоминают это время: «Он с радостью встречал жаждавших очиститься от грехов в покаянии, скорбел глубоко о нераскаянных и всех умолял жить благочестиво. Когда к старцу приходили люди, желавшие исповедаться, но не решавшиеся открыть грехи, он, по присущему ему дару прозрения, сам, говоря как бы примерно о другом, открывал пришедшему всю его жизнь, так что тот уже не видел ни смысла, ни даже возможности скрываться; являлась у него решимость открыться. И такой успокаивался, принеся чистое покаяние, и уходил радостный и мирный от благодатного мужа».
В то время сам старец всё так же нес подвиг, находясь в постоянном бдении, посте и молитве.
А среди братии появились ненавистники, которые завидовали трудам старца и такой любви со стороны чад. Его обзывали, клеветали на него, доносили, считали бесполезным для обители человеком. А в период пока настоятель уезжал по делам обители, приезжал другой, который притеснял старца.
Сам же старец, видя все это, смиренно переносил испытания, никого не осудив ни разу, говоря: «Конец моей жизни всё скажет».
И уже в последние дни жизни, он так обращался к чадам: «Не теряйте времени, спрашивайте меня обо всем, торопитесь, я уйду от вас. Меня переведут в другую обитель, где келья в темной пещере (речь шла о могиле). Если не найдете себе истинного друга-руководителя духовного, изберите себе другом „Добротолюбие“ и крепче его держитесь. Я душевно рад был послужить всем во славу Божию, но слаб стал: сегодня я жив, а завтра меня может уж не быть, так и держитесь крепче ,,Добротолюбия“»
Тем, что возмущался, мол, тяжело спасать душу и переча старцу «Я ж не один грешу, все такие же!», тогда старец отвечал: «В аду всем места хватит!»
4 июля 1853 года он принял в последний раз почту с письмами чад, а с 13 июля приступил к неусыпной молитве, не вкушая пищи.
До самой кончины, ежедневно ходил в церковь, его водили под руки. 23-го числа он, изнемогший уже совсем, внезапно вышел, в братскую трапезу и там у всех испросил себе прощение; обессиленного его уже под руки отвели в келью.
И здесь сбылись слова старца, о том что покажет его конец жизни. Духовник обители возопил: «Что это мы делали? Как мы много ошибались насчет батюшки отца Адриана! О, мы были в великом искушении относительно великого человека, необыкновенного подвижника… То-то наша гордость и беспечность! Хотя бы немного нам уподобиться ему в душе!»
Глубокое покаяние тогда охватило всю братию обители.
Старец Адриан был похоронен в Югской пустыни, напротив алтаря соборной церкви. В 1941 году пустынь была затоплена искусственным Рыбинским водохранилищем.
Советы старца Адриана духовным чадам:
1. Став на путь спасения, не робей, мой друг. Это – вражия мечта из зависти христианскому доброму твоему началу в благочестивой жизни! Ты думай о себе так и понимай себя так, как если бы ты сейчас родился и знать никого и ничего не хочешь, кроме своего Создателя; все забудь, будто не жил и не делал ничего ни хорошего, ни худого, а только сейчас начинаешь жить. И в самой детской покорности отдайся душой и телом в распоряжение Господа! Так, в простоте сердца молись Ему с любовью, именем Иисусовым поражая врага. И будешь ты покоен во всю свою жизнь!
2. В славу Божию и общую пользу не должно утаить, что подобного рода мечты много времени и меня беспокоили, когда только начинал я молиться. Вдруг снимался потолок моей кельи, разрушались стены, разверзалась предо мною земля, представлялась мне огненная бездна: в ней будто уже посажены грешники – кто по шею, кто по пояс, кто по уши, кто весь погружен. А мне оставалось местечко только на той половичке, где стоял и молился. Да и с той меня хотели стащить в огненную бездну. При таких страшных бесовских, томительных мечтаниях детская покорность Господу Создателю своему, при усердной молитве Иисусовой, чтение соответствующих этому положению псалмов – спасали меня, от чего мечты разлетались, и привидения исчезали…
3. Таким образом, что бы ни случилось с тобою, какое-либо привидение, страхование, мечта, что бы ни показывали тебе демоны, наяву или во сне – не робей, ничему не доверяй, отдайся с живой покорностью Божию попечению о тебе, твори усердно и чисто молитву Иисусову. А если в таких обстоятельствах не молиться усердно, смиренно и чисто и не ограждать ума именем Иисусовым, то можно и с ума сойти. Смиренномудрие с усердною молитвою Господу и Царице небесной – великая защита от всех сетей вражиих.
4. Для чего столько веков читается Символ веры в святой Церкви апостольской, и в нем гремит она: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»? О, это истина святая и непреодолимая вратами адовыми. Хотя в нынешнее время и нашлись такие, которые стали бы доказывать, что все это басня, что этого не будет, что этим обманывают простой народ, – но это сделать никак невозможно: неверующий осужден, а Церковь Божию и врата адова не одолеют. Ведь сколько мы по гордости и беспечности и неверию от Бога-то ни бегаем, а уже не уйдем; найдет! Он давно нам сказал: страшно впасть в руки Бога живого.
5. Любите, уважайте, берегите вы своих священников. Доставляйте им все нужное к содержанию. Покупайте им книги, чтобы они, не развлекаясь нуждами телесными, читали и рассказывали бы вам из книжек, вами им купленных, и, взамен вашего обеспечения их телесных нужд, обеспечивали бы вас в деле спасения душевного, по вашим недосугам, и своими молитвами и поучениями. Если же что они сами делают несправедливо, на это не глядите, а слушайте, что они говорят, и это исполняйте на деле.
6. Если поручились за детей при святом крещении, то крепко держитесь вашего поручительства; если вы крестные, то и сами будьте на кресте, и детям указывайте на него. Вас Господь поставил для распространения царства света и истины Его, быть помощниками пастырей Церкви, и в том вы поручились пред Церковью. Так смотрите, чтобы по вашему нерадению не лишиться вам такой милости Божией и не попасть бы вместе с крестниками в тьму кромешную. Если вы не станете сами читать и детей не станете обучать чтению книг, указанных Церковью, то не будете благоумны и способны на дела вашего призвания.
7. Своих убеждений и строгостей относительно жизни другим не надо навязывать. С людьми других взглядов не спорить. А если и говорить что на пользу, то только в особо благоприятные минуты расположения ближних к такой беседе. На обиды не отвечать мщением; от людей неверующих и нечестивых удаляться и никак не вторить им, хотя чрез это пострадали бы материально сами, исполняя всякое дело благоговейно и тем служа Богу и ближним; в отношении пищи и одежды нужно соблюдать строгую умеренность.
8. Если хочешь скоро научиться любить Бога, усерднее с молитвою читай «Добротолюбие» и Макария Египетского».
9. Чаще надо и сердечнее творить милостыню, которая может возместить недостаток подвигов благочестия. А за щегольство, пьянство, плотские грехи, корыстолюбие, злобу, нерадение о своем спасении, старец сродникам страждущих такими пороками — нужно творить шестинедельное заздравное литургийное поминовение, подавать милостыню и служить молебны пред иконами Божией Матери, особенно «Всех скорбящих Радость», также некоторым святым.
10. Особенно важно укреплять себя умеренным постом мирянам. Избравших же девственную жизнь более всего уже нужно соблюдать постоянный пост.
11. Младенцев нужно чаще носить к святому причащению. Чрез это они будут потом и здоровее, и умнее, и счастливее.
12. Всем, кто болен разными недугами – и просто телесными болезнями, и греховными навыками, как запой, плотские грехи и так далее, полезны будут поездки к святыням, по монастырям, литургийное поминовение. А ещё лучше вести воздержную, постническую жизнь, приносить чистое сердечное исповедание грехов и приступать к таинству святого причащения, и читать Минеи и Прологи, останавливаясь вниманием на соответствующих примерах.