Старец Порфирий и стяжатель смирения.
Потерянный и ослабленный человек, в жизни которого стали происходить беды, рождающие злобу, бессилие и обиды, обратился к старцу Порфирию Кавсокаливиту.
С остатками надежды, найденными в его разбитой душе: может хоть старец поможет.
Старцу, по благодати Божьей, открылось, что с человеком.
Мог ли христолюбивый старец не помочь ближнему?
С чем обратился человек? Как помог ему святой старец Порфирий?
Успешный человек.
Трудолюбив и успешен был ранее человек, все шло и получалось. Будто на волне Бога.
Хорошо в душе было от всего этого. Когда в делах хорошо, почему бы и на душе не быть таковому? А когда плохо?
И вдруг пошли одна за одной беды: и дома, и на работе, и в целом по жизни.
Неужели кто-то сглазил?
Не был суеверен тот человек. Решил, пойду в церковь. Там и богослужения, и таинства, и общение со священниками. Когда это бывает, что идет человек в церковь и не согреется там, не найдет утешение?
Человеку очень нужно было сейчас согреться и утешиться. Но главное все же понять отчего же все так случилось, будто выпал он из волны Бога и что сделать, чтобы вновь на волне Божьей жить.
Общение со священниками.
Эти вопросы он задавал священникам.
Те охотно отвечали на них. Подсказки иной раз давали. Но будто мелко. Будто что-то важное не могли дать и объяснить.
В одном были едины: надо тебе, говорили, обрести смирение. Придет оно — все наладится.
Но что такое смирение на практике и как его обрести — не объясняли. Мол, ходи в церковь, — придет. А вдруг нет?
Загадка смирения.
Для него такой совет был загадочным, непонятным, слишком широким.
Читая святых, он замечал, что хоть все и восхваляли эту добродетель, но каждый считал себя несмиренным.
Что же это такое? – думал человек – значит стремишься, делаешь и не обретаешь, всю жизнь положишь, а так ничего и не найдешь? Что это смирение или битва с ветрянными мельницами?
Другое понимание, что смирение это некая покорность жизни, пассивность. Мол, хочешь что-то, а если не получаешь, то покорно смиряешься. Так что же такое смирение тогда? Умение не печалиться в неудовлетворенных желаниях?
Человек понял одно: загадочно и непонятно смирение. И как искать и стяжать то, что не разумеешь? Может, священники хотели его утешить, к чему то плохому приготовить? И такие мысли в голову шли.
С таким настроением, помноженным на то, что и дела у него не шли, человек, с надломленной надеждой, пришел к старцу Порфирию.
Много доброго он слышал о нем. Может и впрямь сможет помочь? Что раньше времени руки опускать?
Старец Порфирий.
Внимательно слушал рассказ человека, чуть прикрыв глаза и опустив голову. Чуткий старец святой, перво-наперво почувствовал всю боль этого человека.
Что все, что тот переживает и говорит – не просто слова и факты жизни, но боль в душе того. Отсюда и сильная молитва ко Христу рождалась у старца: дай, Господь, Света Твоего увидеть и сил небесных помочь человеку.
Господь слышал дерзновенные молитвы старца и подал разумение ему. У Бога ничего не остается неуслышанным.
Вопросы старца.
Выслушав человека, старец задал вопрос, была ли у человека когда либо сильная злоба и обида на кого-то. Человек вспомнил случаи и рассказал. Потом спросил старец его и о чувстве разочарования и несправедливости. И об этом поведал человек.
Заметка старца
Заметил старец человеку: когда Христос дарует смирение, то ситуации такие есть, а в душе нет ни злобы, ни обиды, ни разочарования, ни чувства несправедливости.
— Что же тогда, геронда, есть? Пустота души, безразличие, омертвелость?
— Нет – ответил старец – мир с Богом. Этот мир Божий, живущий в сердце человека, вопреки внешним злобам и обидам от жизни, мы и называем смирением.
В этот миг человек уразумел то, что не мог понять в долгом общении со священниками. Так вот, что есть смирение?
Вопрос человека.
— Но, геронда, как обрести этот мир? Я читал у святых, что это то, о чем люди мечтают, но что не имеют.
Ответ старца.
— По скромности своей говорят они так и потому, чтобы не возгордиться и не подловить бесов и людей злых. Смирение это тайная дверь, о которой не надо говорить, но хранить ее в сердце. Хранящего и Бог сохранит. Как обрести мир? Бог его открывает.
Как? – немой вопрос человека.
Подсказка старца.
— Скажу тебе так: не читай много, но молись Христу Спасителю нашему кратко и часто. Вот во всех таких ситуациях, о которых ты мне рассказал, ты не опускай руки, не падай в бессилие, не демонстрируй физическую или страстную силу в тебе. Другое сделай – проси у Бога смирения, мира в сердце твоем. И какие бы тебе не приходили мысли или чувства: проси и жди Бога. Христа проси, Его держись, любви и милости Его. Бог не заставит долго ждать.
Послесловие.
Очень трудно давалось человеку это упражнение, данное ему старцем. Все существо его срывало обидеться, разозлиться, ослабнуть, накричать. Как диких коней осаживал человек эти ретивые страсти в себе молитвой Богу о мире в сердце своем. Ему, по греховности и маловерию своему казалось – прошу на ветер, Бог не слышит и не поможет. Но это было фальшью, самообманом. Тонкое зрение реальности, в спокойном состоянии души, показывало ему, что Бог слышал и помогал. Ретивость страстей падала, а мир Божий воцарялся, а потом, будто снова исчезал, и появлялся вновь.
Говорят, вначале всегда трудно. Так и здесь было. Сначала кони его страстей были очень необузданы и одержимы. Но молитва за молитвой Богу о мире, и кони стали слабеть, а он, человек, напротив, обретать внутреннюю силу. Силу, идущую от смирения. Ведь когда в сердце мир Божий, именно Он — сердце не расхищается дурным. Бог через мир Свой, оберегает от дурного, крепко защищает.
С опытом и практикой полюбил человек эту молитву, это упражнение, подаренное ему старцем. Хорошо ему стало в душе, и жизнь не замедлила измениться. А сердце, мирное сердце, уже вовсю, с земным поклоном ,благодарило и Христа Спасителя, и старца Порфирия.