ГРЕХ В ЦЕРКВИ

  ► АПОЛОГЕТИКА

ГРЕХ В ЦЕРКВИ.

26 февраля 2017 года

Из писем: «Святые говорили, что после 8 Собора в храмы нельзя будет ходить. Есть ли сегодня благодать в храмах МП?
Почему Господь допускает экуменизм? Как Святая и Непорочная Церковь может болеть ересью?»

В связи с этим стоит всем нам спросить себя:
ЧТО ДЛЯ НАС ЦЕРКОВЬ?
— Религиозная общественная организация, зарегистрированная как юридическое лицо в Минюсте, с уставом, собственностью, храмами, административными структурами во главе с патриархом?
Тогда, действительно, цели и задачи и методы работы определяются только администрацией.

Но Священное писание раскрывает сущность Церкви иначе.
В Ветхом Завете НОЕВ КОВЧЕГ – корабль спасения – прообраз Церкви. Он указывает на важные детали ее устройства: Проектировщик и конструктор – Бог, хотя строится руками человеков. Капитана и штурвала нет, во время плавания семья Ноя только следит за порядком внутри. Ковчег не судно, но ящик, и плыть должен только вверх, к Небу, спасая от потопления в бушующем море греха души верных. Ковчег один и никаких других вариантов спасения в потопе греха нет.
Никакие внешние бури не могут его потопить. А навредить делу спасения могут сами насельники Ковчега, если вместо тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте, начинают устраивать в отсеках корабля бучу – модернизировать, перестраивать то, что устроено СВЯТЫМИ ЕГО СТРОИТЕЛЯМИ от Ноя и Авраама до Василия Великого и Федора Студита, Марка Эфесского и Иустина Челийского,
или кидаются прорубать окна, якобы для проветривания — разрушать спасительную ограду Церкви, состоящую из канонов и правил святых отцов и соборов.

Действия этих безумных миролюбцев-реформаторов к гибели Ковчега привести не могут – Господь не допустит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18), а вот смущение в немощные души вносят так, что иные ревнители «не по разуму» начинают с криками «нас предали!» прыгать за борт, на верную погибель…

В Новом Завете сущность Церкви дополняется другим символом:
ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО
Он — Лоза, мы – веточки на Лозе. Ствол неохватной мощи, неизмеримой длины, веточек – миллионы. Природные и привитые, они живут только питаемые от Него соками всепобеждающей Силы, Чистоты и Любви. При этом одни цветут пышными райскими цветами Святости, другим не до цветов – болеют, но борются с недугами и все-таки растут, а третьи хоть и на лозе (по видимости), но надломились, засохли и завяли. Есть и четвертые — веточки и целые сучья, которые сохраняют еще вид отростков Винограда, отпали совсем и лежат далеко от Лозы.

В этом образе Церкви, нарисованным самим Христом, где находиться попирающий догматы еретик? Где разрушающий границы Церкви экуменист? У подножия Ствола, в куче сухих веток…

Один духовный писатель 20 века нарисовал такой образ Церкви:
Великолепный Храм, заполненный множеством людей, осиянный Неизреченным Светом, ангельский хор, апостолы, святители, мученики — за Царской Трапезою. Среди них возлежат и еще живущие на земле святые праведники. Пир Веры!
Вокруг храма тоже многолюдно, на лицах отсветы из открытых окон, люди вторят поющим и в трепете взирают на ликование внутри Храма.
Люди поодаль занимаются своими делами, любуясь сиянием Храма, и обсуждая происходящее в нем.
Вдалеке — множество спешащих по неотложным нуждам. Они на ходу прислушиваются к радостным звукам, оглядываются на блистающие зарницы, но даже не останавливаются – некогда, дела!

Где мы в этой картине? По-настоящему в Церкви – ТОЛЬКО СВЯТЫЕ, мы же, в лучшем случае, только на пороге или у стен её.
Где гордые миролюбцы, святейшие и блаженнейшие князья, презревшие учение отцов и церковных канонов? Спешат на экуменические конференции и соборы, и в этом образе Церкви они где-то уже за лесами и морями.

Что и как может осквернить Церковь Христову? Ничто, никак и никогда. Она Свята и Непорочна и пребудет таковой до скончания мира. Согрешает только человек и сам себя маловерием, грехом или ересью отдаляет от сияющего Храма.

В 2000-летней истории Церкви было много периодов, когда ересь, уже после соборного осуждения (анафематствования), видимым образом торжествовала, когда ее принимали епископы многих областей и даже архиепископ Константинополя, а стоящих в Истине сгоняли с кафедр, сажали в тюрьмы и ссылали.
Но никогда и никто не дерзал заявлять, что в эти периоды Благодать Божия покидала Церковь, хотя эти периоды, бывало, продолжались десятилетиями.
В эти времена руками еретиков совершались Таинства, людей крестили и венчали, рукополагали священников. И после восторжествовавшей победы над еретиками никому не приходило в голову всех тех перекрещивать, перевенчивать и заново рукополагать.
Церковь Христова очень крепко скроена!
Даже Западной Церкви, принявшей ересь «Филиокве» в 9 веке, Господь долготерпел 200 лет, ожидая ее покаяния…

Священномученик протоиерей Валентин Свенцицкий (+1931), после декларации 1927 года митрополита Сергия Страгородского был одним из идеологов движения «непоминающих местоблюстителя». Но именно он вывел, а точнее, выстрадал в тюрьмах и ссылках в период величайших потрясений Русской Православной Церкви такое определение греха священноначалия:

ГРЕХ В ЦЕРКВИ, ЭТО НЕ ГРЕХ ЦЕРКВИ, НО ГРЕХ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

Оскверняются грехами человеки, потому непрестанна забота Церкви о борьбе с грехами, научении чад своих брани духовной, об обращении заблудивших и очищении кающихся.
Всякий грех –духовная болезнь и болезнь заразная. Грехи, искажающие основы веры — ереси особенно заразны и могут поразить многих, тем более, что легко совмещаются с внешним благочестием и фарисейской праведностью.
Потому в первые века своей истории Церковь непримеримо восставала против ересей и еретиков. Устами своих богомудрых святителей или трибунов-исповедников обличала и вразумляла нечестивцев и, не смотря на репрессии, мужественно стояла за Истину.
Но обратим внимание, что эти воины Христовы, даже когда были гонимы, никогда никуда не выходили и тем более не уводили с собой свою паству! Все они мужественно терпели гонения и исповедывали Истину до тех пор, пока СОБОРНЫМ РАЗУМОМ, водимая Духом Божиим, Церковь побеждала ересь и устраивала вокруг себя крепостную стену из Догматов и Канонов.

Несомненно, экуменизм – ересь ересей, она давно проникла в церковную ограду, сегодня она открыто проповедуется с амвонов и в СМИ, имена еретичествующих хорошо известны, проявляются и принявшие,
но Вера Православная никак пока не изменена, а когда будет необходимо наши епископы, пусть и малым числом, но СОБОРНО И КАНОНИЧНО дадут отпор реформаторам и еретикам.

Сегодняшние наступление врагов Церкви Христовой имеют причину в духовном состоянии нас, христиан последних времен. Экуменизм попущен Богом как Милость для пробуждения спящих, вразумления тепло-хладных и выявления чужих в церковной ограде.

Но как в Иерусалиме был один храм, и, несмотря на присутствие в нем распявших Христа первосвященников, книжников и фарисеев, апостолы и первые христиане много лет после Вознесения их Учителя исправно молились в нем по издревле заведенному обычаю. Потому что молились они Богу.
Так и ныне Церковь Православная Апостольская одна, и только в ней, несмотря на наличие экуменистов-модернистов, действует спасительная Благодать.

И сегодня Христос вновь вопрошает нас, учеников своих: «Может и вы хотите отойти?» Ответим вместе с Петром: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы Вечной Жизни…»

ГРЕХ В ЦЕРКВИ, изображение №1

Письмо прп. Паисия Святогорца архимандриту Харлампию о поминовении Вселенского патриарха Афиногора

Почти пол века назад, чтобы предотвратить смуту и раскол среди православных верующих Греции, преподобный Паисий Святогорец обратился с письмом к архимандриту Харлампию (Василопулосу) о том, надобно ли поминать Вселенского патриарха Афиногора, который, как известно укоренился на погибельном пути экуменизма. Редакция газеты religruss.info считает, что данное письмо как никогда актуально в сегодняшние дни для прочтения верными чадами Русской Православной Церкви, смущенными встречей патриарха Кирилла и главы латинян.

Ваше Высокопреподобие, отец Харлампий!

Насколько я могу видеть, в нашей Церкви произошёл большой шум из-за различных движений в сторону объединения, а также взаимодействия Вселенского патриарха с Папой, и я, как чадо Церкви, чувствую боль, и нахожу полезным, помимо моих молитв, послать небольшую ниточку, которая могла бы послужить для сшивания одежды нашей Матери Церкви. Я знаю, что вы окажете любовь и поделитесь этим с вашими верующими друзьями. Благодарю вас.

Прежде всего, я хотел бы у каждого попросить прощения за то, что осмелился написать нечто, при том, что я не являюсь ни священником, ни богословом. Я надеюсь, все поймут, что это письмо не более, чем выражение моей глубокой боли о прискорбной позиции и мирской любви нашего отца, патриарха Афинагора.

Кажется, он влюбился в другую женщину, — которая называется папистской церковью, — потому что наша Православная Мать совсем не произвела на него впечатления, ведь она столь скромна. Эта любовь, которая была слышна из Константинополя, стала сенсацией для многих православных, которые в настоящее время живут в обстановке такой бессмысленной любви в городах по всему миру. Более того, эта любовь в духе века сего: семья теряет свое божественное значение именно от такого вида любви, которая имеет целью разрушение, а не объединение.

Такую вот мирскую любовь Патриарх являет к Риму. Хотя он должен был бы, прежде всего, показать любовь к нам, своим чадам, и к нашей Матери-Церкви, — к сожалению, он направил свою любовь на сторону далече. В результате, — восторг мирских чад, которые любят сей мир, и имеют в себе эту мирскую любовь, и возмущение чад Православия, молодых и старых, которые имеют в себе страх Божий.

С грустью мне приходится писать, что среди всех сторонников объединения Церквей, которые мне встречались, я ни разу не видел имеющих хотя бы крупицу духовности. Тем не менее, они знают, как говорить о любви и единстве, хотя сами не едины с Богом, потому что не любят Его.

Мне хотелось бы ласково попросить всех наших братьев-объединителей: поскольку вопрос объединения Церквей есть нечто духовное, и мы нуждаемся в духовной любви, то давайте оставим его для тех, кто имеет великую любовь к Богу и является богословом, подобным отцам Церкви, а не «законником»; тем, кто всецело посвятил себя служению Церкви, а не просто покупает большие свечи; и тем, кто возжигает огонь любви к Богу, а не зажигающему светильник пономарю.

Мы должны признать, что существуют не только природные, но и духовные законы. Так, что будущий гнев Божий не отвратить путем собирания вместе грешников (ибо тогда мы получим двойной гнев), но — покаянием и следованием заповедям Господа.

Также мы должны помнить, что наша Православная Церковь не имеет никакого недостатка. Лишь кажущуюся нехватку трезвомысленных иерархов и пастырей со святоотеческим мышлением. «Мало избранных» (Мф. 22:14). Однако, это не должно служить к огорчению. Церковь — есть Церковь Христова, и Он управляет ею. Это не храм, построенный верующими из камней, песка и цемента, который затем сожгли варвары; Церковь — это Сам Христос. «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). Когда Господь сочтёт нужным, Он пошлёт новых Марка Эфесского и Григория Паламу, чтобы объединить всех смущённых наших братьев, исповедовать Православие, укрепить Предание и даровать великую радость нашей Матери Церкви.

В прежние времена, как мы знаем, многие верующие чада нашей Церкви, монашествующие и миряне, к сожалению, отделились от нее из-за объединителей. По моему мнению, отделяться от Церкви каждый раз, когда Патриарх совершает ошибку, — дело совсем негодное. Быть вместе с Матерью-Церковью — это долг и обязанность каждого её члена, чтобы по-своему бороться за благочестие. Прекратить же поминовение патриарха, отколоться, создать собственную церковь и продолжать оскорбительно говорить о патриархе — это, я полагаю, бессмысленно.

Если из-за того или иного приключившегося отклонения патриарха, мы отделяемся и создаем свои собственные Церкви — от чего Господь да сохранит нас! — мы уподобимся протестантам. Уйти легко, а вернуться трудно. К сожалению, появилось много «церквей» в наше время, созданных или большими группами, или даже всего одним человеком, поскольку для некоторых достаточно иметь храм в своей каливе (я говорю о вещах, которые происходят здесь, на Святой Горе), чтобы решиться создать собственную независимую Церковь.

Если объединители наносят Церкви одну рану, то отделяющиеся наносят другую.

Давайте молиться, чтобы Бог просветил всех нас, включая нашего Патриарха Афинагора, чтобы прежде произошло объединение этих «церквей» [раскольников, ушедших из Церкви]; чтобы установилось спокойствие среди смущённой православной паствы, чтобы мир и любовь царили между Православными Церквами. А затем давайте думать и о единении с другими «исповеданиями», — но только если они искренне пожелают принять православное вероучение.

Я хотел бы также сказать, что существует ещё одна, третья группа, в нашей Церкви. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой. Они тратят свое время на то, чтобы критиковать друг друга, а не на то, чтобы вместе трудиться ради общего блага. Один следит за другим (больше, чем за самим собою), чтобы узнать, что тот скажет или напишет, и тут же пригвоздить его. Однако если бы сам он сказал или написал то же самое, то, несомненно, изыскал бы в свою поддержку множество цитат из Священного Писания и отцов.

Огромный вред происходит от этого, ибо, в то время как один задевает своего соседа, другой бьет его в ответ на глазах у всех верующих. И очень часто от этого неверие поселяется в душах слабых, ибо их возмущают такие люди. К сожалению, некоторые из нас предъявляют бессмысленные претензии к другим. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашему духовному устроению. Иными словами, когда кто-то не совпадает с нами по характеру, кажется нам слишком мягким или слишком строгим, то мы немедленно приходим к выводу, что он не является духовным человеком.

Мы все необходимы для Церкви. Все святые отцы, как мягкие, так и строгие, служили ей. Подобно тому, как для человеческого тела нужно и сладкое, и солёное, и горькое и кислое, то же самое и для Церкви. Все необходимы. Один духовно дополняет другого, и все мы обязаны терпеть не только особенности духовного склада, но и человеческие слабости каждого из нас.

Я снова искренне прошу прощения у всех за то, что осмелился писать. Я лишь обычный монах и мое дело — стремиться, насколько могу, совлечь с себя ветхого человека, и молитвою к Богу помогать другим и Церкви. Но поскольку тревожные вести, касающиеся нашего Святого Православия, достигли даже моей отшельнической кельи, я очень болезновал, и счел хорошим написать то, что почувствовал. Давайте будем молиться о том, чтобы Господь даровал Его благодать, и пусть каждый из нас поспособствует, как сможет, славе нашей Церкви.

С большим уважением ко всем,

Монах Паисий,

Святая Гора Афон,

23 января 1969 г.

ГРЕХ В ЦЕРКВИ, изображение №2

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.