Как поститься: 8 правил Святых Отцов.

Как поститься: 8 правил Святых Отцов.

Особенно грешно выделяться. Что подали, то и ешь…

Вот некоторые из правил для борьбы с чревоугодием, которые дает в своей книге «Основы искусства святости» епископ Варнава (Беляев), ссылаясь на постановления Святых Отцов и Предание Церкви:

Как поститься: 8 правил Святых Отцов

1. Прежде всего, желая вступить в подвиг борьбы, нужно установить определенное время для еды и не дозволять себе вовсе, без какой-нибудь уважительной причины, принимать пищу прежде назначенного срока и общего часа обеда. Да и по окончании обеда не дозволять себе хоть сколько-нибудь брать из пищи и питья (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).

2. Тело, изможденное подвигами или болезнями, до́лжно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос, по воскрешении дщери Иаировой от смерти (Лк. 8. 55), тут же повелел даты ей ясти (преподобный Серафим Саровский).

3. Если здоровье (а не мнительность наша!) нуждается и в более частом приеме пищи, чем это принято уставом церковным (два раза в день), то смиримся и снизойдем к нему. «Давай телу столько, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз в день ест, но безрассудно, то какая ему от того польза? (преп. Варсонуфий Великий и Иоанн).

4. Можно человеку перенести время [приема пищи] ради гостеприимства. «Старцы говорят, что успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая, особенно же когда кто делает это не потому, чтобы побеждаем был чревоугодием, или не по невоздержанию» (преподобный Варсонуфий Великий).

Преподобный Иоанн Кассиан передает, что по всему Египту в его время святые отцы нарушали свой пост ради прихода гостя. И когда преподобный, придя туда с братиями, спросил у одного из них, «почему они так равнодушны к ежедневным постам [нельзя смешивать с нашими церковными!], тот отвечал таким образом: «Пост всегда со мною, а вас не могу навсегда удержать при себе.

Притом, хотя пост полезен и непрестанно нужен, впрочем, он составляет приношение произвольного дара, а дело любви есть необходимое требование заповеди, которое должно исполнить.

Посему, принимая в вас Христа, я должен напитать Его; по отпуске же вас, сделанное ради Его снисхождение могу вознаградить строжайшим постом; ибо не могут сыны брачнии поститься, дондеже Жених с ними есть…»(Лк. 5. 34-35)» (преподобный Иоанн Кассиан).

5. Нужно наблюдать также за родом пищи. «Отсечем, прежде всего, утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича (преподобный Иоанн Лествичник).

6. Особенно грешно выделяться. Что подали, то и ешь. «Древнейшие отцы говорили, что кто употребляет пищу не такую, какую все употребляют… тот заражен тщеславием и гордостью» (преподобный Иоанн Кассиан), потому что он выставляет свое дело воздержания и поста как бы всем напоказ, а добродетель требует, наоборот, чтобы последние были, насколько возможно, скрыты от людей (Мф. 6. 16–17).

7. Наконец, надо умеючи есть, чтобы избежать возбуждения страсти. Если последняя борет в самый момент принятия пищи, то бросать тотчас же есть не должно (св. Варсонофий Великий), но нужно постараться сперва побороть помысел вожделения размышлениями о будущем огне, о смерти, о Страшном Суде, об оцте и желчи нашего Владыки, добровольно вкусившего их за нас, грешных, между прочим и ради того, чтобы избавить нас от страстей, о том зловонии, в которое обращается пища. «Когда же страсть одолеет тебя так, что не в силах будешь есть благочинно, то оставь пищу; а чтобы другие, сидящие с тобою, не заметили, принимай понемногу. В случае голода ешь хлеб или другую пищу, к которой не чувствуешь брани» (преподобный Варсонуфий).

8. Но если ты и поползнулся и упал, употребив пищи много, или что другое сделал сродное слабости человеческой, не возмущайся этим не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению и старайся сохранить мир душевный.

А как боролись со страстью чревоугодия сами святые, прежде чем победить ее, – это подвиг выше понимания нашего слабого века. Достаточно сказать, что они подвизались до смерти и не уступали врагу ни одной пяди. Посему борьба их со страстью нередко сопровождалась чудесными знамениями, откровениями, явлениями самих демонов и так далее. Это была не простая мысленная борьба, а великая война, о которой больше нигде нельзя прочитать или узнать, как только в жизнеописаниях святых. И почитать о ней надо хотя бы только для того, чтоб укорить себя из глубины своего сердца как ничего не сделавшего и через то смириться — это очень полезно человеку.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.