Откровение св. Иоанна Богослова о непраздной жене, преследуемой красным драконом (Откр.12:1-6)

  ► Апологетика

Св. Иоанн Богослов в конце своей жизни при императоре Домициане (81-96 гг.) был сослан на остров Патмос (Откр.1:9). На этом острове Господь Иисус в цепи многочисленных видений и откровений показал Своему любимому ученику (Иоан.19:26) то, чему надлежит быть вскоре (Откр.1:1). А именно: глубоко символические картины из мира будущего.

Педро Ориенте. Иоанн Евангелист на Патмосе Около 1620.г. Изображение взято в открытых источниках.

Среди этих картин: 4 всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8). Снятие 7-й печати (Откр.8:1-6), трубы семи Ангелов (Откр.87-12), измерение Иерусалимского храма тростью (Откр.11:1-2). А также видение непраздной жены, преследуемой большим драконом (Откр.12:1-6).

В этом видении жена представляется не в виде непраздной женщины (с животом), но облеченной в солнце, опирающейся ногами на луну и имеющей на голове венец из 12 звезд. Автор Откровения говорит:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.» (Откр.12:1-6).

Такова логика религиозного знамения. Оно не конкретно, но символично. Важен не сам предмет, но то, на что этот предмет указывает. Важна идея

Тем не менее, видение непраздной жены (с драконом), — одно из самых странных и непонятных во всем Откровении св. Иоанна… Религиозный символизм автора граничит с фантастикой, фантасмагорией, хоррором…

Возникает ряд недоуменных вопросов: 1) что эта за жена?; 2) кого она рождает?; 3) какие боли ее тревожат? 4) что означает пустыня, в которую бежит жена?; 5) почему она спасается 1260 дней? Давайте разбираться…

Иоанн Богослов и Жена, облечённая в солнце (Виллиам де Паннемекер, середина XVI века). Изображение взято в открытых источниках.
Иоанн Богослов и Жена, облечённая в солнце (Виллиам де Паннемекер, середина XVI века). Изображение взято в открытых источниках.

1) что это за жена? Многие святые отцы согласно полагают, что под женой, облеченной в Солнце, Иоанн имел в виду Церковь Божию. Сщмч. Ипполит Римский пишет: «Под женщиной, облеченной в солнце, он (Иоанн — Христофор+) самым ясным образом обозначил Церковь, облеченную в Слово Отца, блистающее ярче солнца.» (Ипполит Римский, сщмч. Об антихристе). Ту же самую мысль видим у сщмч. Мефодия Патарского. В своем известном «Пире десяти дев» святой Мефодий понимает под женой, облеченной в солнце, Церковь. Он говорит:

«Это есть Церковь, дети которой все вместе придут к ней по воскресе­нии, стекшись к ней отовсюду; а она, достигнув невечернего света и облек­шись сиянием Слова, как бы одеждою, будет радоваться» (Мефодий Патарский, сщмч. Пир десяти дев).

Такое толкование отцы берут не из воздуха. Сщмч. Викторин Петавийский утверждает, что жена есть «Церковь отцов, пророков и святых апостолов, потому что она претерпела скорби и мучения томления, пока не появился некогда обещанный [пророками] из ее народа и в ее плоти» (Викторин Петавийский, сщмч. Толкование на Апокалипсис).

Существует некоторые святые отцы (прп. Экумений Триккский, свт. Димитрий Ростовский), которые ассоциируют изображенную Иоанном жену с Пресвятой Девой Марией. На то есть веская причина: именно Богоматерь родила младенца Христа, который и стал Спасителем мира.

Однако контекст видения Иоанна Богослова подходит больше не к Богоматери, а именно к Церкви. Почему? Потому что солнце, в которое облекается жена, означает «надежду воскресения» (свт. Кесарий Арелатский) — Христа, который есть глава Церкви (Еф.1:22; 5:23). Двенадцать звезд над главой жены из видения Иоанна — двенадцать апостолов (свт. Кесарий Арелатский, сщмч. Ипполит Римский). А луна (на которую опирается жена) символизирует священнодействия и таинства церкви. Прежде всего, таинство крещение (сщмч. Мефодий Патарский).

2) кого она (жена или Церковь) рождает? Некоторые (думающие, что жена — это Богоматерь) скажут: «Христа!». И, конечно, формально-юридически (но не совсем сильно) ошибутся. Ибо младенец из видения символизирует не самого Христа, но только членов Церкви Христовой.

Свт. Андрей Кесарийский говорит: «Мужеского пола сын — это чада церкви (выделено нами — Христофор+), неослабленные похотями, чрез них крепкими, подобно железу, руками сильных Римлян пасет народы Христос Бог» (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис).

Ту же мысль видим у сщмч. Ипполита Римского. Он говорит, что рождаемый женой «означает мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рожда­ет Церковь и (о Нем) учит она все народы» (Пир десяти дев).

Иначе говоря, рождаемый женой младенец означает членов Христовой Церкви, христиан, с рожденным в душе каждого при крещении Христом-Логосом — внутренним Законом. Христос здесь видится, как «Бог в душе».

3) какие боли тревожат жену? Если жена — Церковь, то она кричит не от родовых схваток. Это очевидно. Отчего же тогда она кричит? От того, что Ее (Церкви) мучения связаны с рождениями новых членов, с обращениями заблуждающихся, с раскаянием грешников и еретиков.

Поверженный еретик Арий. Фреска. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках. Картинка помещена для наглядности.
Поверженный еретик Арий. Фреска. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках. Картинка помещена для наглядности.

Тихоний Африканский справедливо полагает, что Церковь терпит муки, духовно рождая тех, кого производит на свет (Тихоний. Фрагменты). По тому же самому типу духовно мучился и апостол Павел, когда восклицал, обращаясь к «несмысленным» галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»(Гал.4:19).

4) что означает пустыня, в которую бежит жена? В понимании того, что означает пустыня, у святых отцов нет единого мнения. Сщмч. Мефодий Патарский полагает, что св. Иоанн имеет в виду реальную пустыню. Но только не с песком, саксаулом и жарким солнцем, а с благовонными растениями, ароматами и ветром с юга (Песн.4:16). То есть земной рай.

«Пустыня, в которую она (жена — Христофор+) пришла и питается там тысячу двести шестьдесят дней, поистине свободна от зол, непроизводительна и бесплодна для тления, неудободоступна и неудобопроходима для многих, но плодоносна и питательна, и цветуща, и удободоступна для святых, исполнена мудрости и произрастающая жизнь…» (Пир десяти дев).

А. П. Лопухин полагает, что пустыню в этом месте нужно понимать в переносном смысле. Как символ «отсутствия благоприятных жизненных духовных и физических условий» (А. П. Лопухин. Толковая Библия). Иначе говоря, бегство в пустыню (по Лопухину) — это отречение от соблазнов, денег и мирской славы. Это жизнь с упованием на небесную манну и чудо.

Мне кажется, что оба обозначенных подхода имеют право на существование. Ибо в доникейскую эпоху во время гонений нечестивых кесарей многие христиане действительно уходили в пустыню и жили там (для римских христиан «пустыней» стали катакомбы). В настоящее время «пустыней» для многих священников становятся деревенские приходы, где прихожан почти нет. И уповать можно только на манну небесную…

5) почему жена спасается в пустыне 1260 дней? Тут все просто. 1260 дней — это 3,5 года. Именно такой срок (3,5 года) будет дан антихристу на время его царствования (Откр.11:3). Иоанн, обозначая определенный срок (3,5г.), хочет сказать, что в последние дни Церкви будет трудно, но она выстоит, ибо по слову Господа, «врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).

Таким образом, Откровение св. Иоанна о непраздной жене (преследуемой драконом), оборачивается пророчеством о будущем Церкви в последние времена. По мысли любимого ученика Христова, Церковь перед концом света будут потрясать ереси и заблуждения, но Она все равно будет рождать новых членов. Даже в самых трудных для Себя условиях. В пустыне, в катакомбах, в деревнях, на островах. Везде.

А что думаете о Христовой Церкви вы, дорогие читатели? Как Она будет выживать во времена антихриста? Мне важно ваше мнение… Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями, не забывайте про лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий