ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ ДЕНЬГИ? — Иерей Даниил Сысоев
Поздравляю вас всех с двойным праздником: с памятью апостола Луки, евангелиста, врача, иконописца, и того, кто, главное, является благовестником нам спасения Христа Спасителя.
И с памятью Иосифа Волоцкого, одного из самых нелиберальных святых, который у нас есть в Русской Церкви. Недаром у нас, если мы откроем сейчас интернет, зайдем на православные сайты, то увидим, что большинство не любит Иосифа Волоцкого.
Почему? Потому что он выступал с тем, что Бог не только любовь, но еще и справедливость. А почему-то сейчас это не принято считать. Он доказывал, что еретики — это не хорошие люди, свободомыслящие, а слуги дьявола, с которыми нужно сражаться. Сражаться и при помощи слова, и при помощи государственной власти. Святой Иосиф Волоцкий отставил то, что Церковь должна быть сильной, он был убежденным, как сказали бы сейчас академики, клерикалом. Святым Иосифом Волоцким можно проверить письмо академиков. Знаете, было письмо академиков, которые заявили, что необходимо очистить от влияния Церкви российское общество.
Иосиф Волоцкий именно логикой опроверг все эти заблуждения. Он показал, что Господь наш Бог требует от нас служения во всех сферах жизни. Не так, как сейчас у нас считается, что в Церкви пускай люди по-христиански живут, а вне пускай живут, как им хочется. И чтобы Церковь никуда не лезла, не пыталась влияние ни на что распространить.
Недаром в советское время выходил целый ряд книг, сделанных евреями, которые занимались тем, что оправдывали жидовствующих и ругали Иосифа Волоцкого. Недаром один из главных таких ярких сектантов нашего времени, Ян Береславский в Богородичном Центре, страшными ругательствами ругался именно на Иосифа Волоцкого.
Все это не случайно. Почему? Потому что у нас часто говорят, что Церковь не должна своего имущества иметь. На самом деле такая идеология, так называемое нестяжательство, ничего общего с учением преподобных нестяжателей не имеет, но она имеет общее с жидовствующими. Именно жидовствующие говорили, что у Церкви не должно быть никакого имущества, не должно быть деревень, не должно быть земли.
Как сейчас говорят: «почему у вас в Церкви деньги есть? Вообще в Церкви денег не должны быть. Церковь должна быть бесплатна, Церковь должна всем все раздавать и при этом ни от кого не получать». Непонятно, откуда она должна все брать, но именно так. Что это на самом деле за идеология? Идеология состоит в том, чтобы Церковь никогда никого бы не преображала в мир, она стала бы некой такой секточкой, запертой изнутри.
Вот Иосиф Волоцкий выступал за то, чтобы монастыри, при очень внутреннем жестком уставе, при том, что лично у Иосифа Волоцкого не было вообще ничего в принципе, он даже рясу получал на складе, даже одежду под рясами получал на складе монастыря и носил вплоть до полного износа, — монастыри должны быть богатыми. Церковь должна быть богатой. Для того, чтобы исполнять возложенную на нее Христом роль. Какую роль? Роль просветителя.
Недаром по его инициативе и инициативе Геннадия Новгородского была впервые собрана Библия на церковно-славянском языке. Благодаря ему был сделан первый учебник догматики, он сам написал про просветителя. Он был вдохновителем, духовным отцом знаменитого Дионисия, одного из самых ярких иконописцев Русской Церкви. Он был духовником, он писал специально письма к иконописцу. Ферапонтов монастырь, знаете, может, очень известный монастырь на Севере, он вдохновлен как раз Иосифом Волоцким, вся эта роспись там.
Действительно, Церковь должна преображать мир, должна свидетельствовать в этом мире реальность Царства Небесного. Вот как раз-то именно за это Иосифа Волоцкого и не любят, за то, что он был чрезмерно активным. За то, что он не хотел Церковь превратить в гетто.
Вот пускай Господь по молитве преподобного Иосифа освободит нас от такой заразы либерализма, дурного либерализма, что Церковь должна быть какой-то маленькой секточкой такой, которая никогда никого не трогает, поэтому хороша, потому что она народные традиции отстаивает. Вот, пусть его молитвами, Господь всех нас вразумит, избавит нас от наших грехов, и сделает так, чтобы мы с вами стали вестниками Царства Божия, которое уже пришло.
Спаси Господи!
.