Магия, волшебство, чародейство и отношение к ним Православной Церкви — тема статей Ольги Евенко и иерея Александра Звонченко.
«чудеса, возбуждая удивление,
мало содействуют святой жизни»
Преп. Иоанн Кассиан
Чудо — это событие, не согласующееся с известными законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, а обусловленное влиянием чего-либо сверхъестественного. Во все времена люди искали чудес, стремились к ним, желали сверхъестественного исполнения своих желаний. Что же такое чудо в нашей жизни и как отличить настоящее чудо от ложного?
Профессор Павел Флоренский, председатель Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской православной церкви, высказывался по этому поводу так: «Масло истекает и из идолов, и в других конфессиях, и у шаманов, и масса где… То есть чудеса, – это так же, как и любое явление, может быть не только от Бога». Православная Церковь дает понятию «чудо» четкое определение, ограничивающее круг подобных явлений достаточно узко: «Дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только Всемогущей силой Божией» (катихизис св. Филарета Дроздова).
Церковь, безусловно, признает чудо, но критически относится к чудомании. Как раз этим суеверием пользуются экстрасенсы, использующие христианскую символику и привлекающие тем самым к себе духовно незрелых людей.
Подлинное чудо всегда сопряжено с определенным духовно-нравственным изменением человека (раскаяние, размышление о Боге или, напротив, ожесточение, богоборчество) ( Лк. 19,8 и Ин. 12,10). Этим оно отличается от фокусов, галлюцинаций, гипноза, экстрасенсорики, и от «чудес», сочиненных фантазией человеческой, которые действуют лишь на воображение, психику, нервы человека, но не изменяют нравственного и духовного его состояния, характера его жизни.
Святой преподобный Иоанн Кассиан называет три причины чудес.
«Первою причиною исцелений, — пишет он, — бывает благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам…
Вторая причина — назидание Церкви, или вера тех, которые приносят больных для исцеления, или тех, которые желают получить исцеление. В сем случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных и от грешников, о которых Спаситель говорит в Евангелии … (Мф.7;22-23).
Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими». (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания.)
Бесы тоже творят чудеса как сами, так и через своих верных слуг – людей, отдавшихся воле дьявола. Из Священного Писания известно, например, что когда Моисей и его брат Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить еврейский народ из Египта, и Аарон бросил жезл свой перед фараоном и он сделался змеем, то фараон позвал египетских чародеев и они сделали то же самое своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
Чудеса злых духов – это не истинные чудеса, а обольщения, прельщения, обман людей, и они служат только погибели человеческих душ. В настоящее время поле таких чудес весьма обширно. Каждому христианину следует трезво осмыслить, что наступает или уже наступило то время, о котором нас предупреждает Господь в Священном Писании: что пред концом света дьявол явится в мир со многими ложными чудесами, чтобы прельстить многих.
С глубокой древности и до настоящего времени дьявол посвящает людей в разные оккультные занятия. Оккультизм – это темное бесовское дело, позволяющее людям, отдавшимся воле диавола, вступать в контакт с нечистой силой, узнавать от нее лжепророчества о человеческих судьбах, пагубно воздействовать через заклятия на других людей и животных.
Еще в Ветхом Завете падшие духи открыли человеку черную магию с ее чародейством, волшебством, колдовством, сообщили астрологические знания. И это нашло среди людей многих поклонников. Вот почему Господь Бог через пророка Моисея обращается к сынам израильского народа со следующими словами: «Не должен находиться у тебя (речь идет об Израиле)… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12).
Сегодня в нашей стране происходят тревожные явления, когда самочинные изображения (лжеиконы) и их почитания, объединения экстрасенсов, являющих «чудеса» и называющих себя «церквями» и «монастырями» (как, например, «монастырь» «Воскрешающая Русь»), книги и фильмы, написанные и снятые людьми, находящимися в прелести или о таковых, ведут к церковному расколу и смущению духовно незрелых людей. Недавно несколько прихожанок нашего храма с восторгом рассказывали мне, как на одном из дисков какой-то неизвестный человек рассказывал, как он пришел к православной вере, как ему является Пресвятая Богородица, говорит, что и как нужно делать не только ему, но ВСЕМ православным христианам! Причем они свято верили в то, о чем рассказывали… Никто не задумался, что как-то это не по рангу. С какой стати Ивану Ивановичу будет являться Богородица? И почему тогда Президент страны не приезжает ко всем желающим?
В связи с этим необходимо заметить, что одним из важнейших признаков настоящего чуда является истинно святая жизнь того, через кого оно совершается. Если же таковой жизни нет, а тем более, если есть факты, свидетельствующие об обратном, то таковое чудо, по совету святых отцов, принимать нельзя.
Лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто или ищет чудес, или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть). Почитание бесовских «чудес» в качестве Божественных часто приводит к умоповреждению и умопомешательству.
Неверным является представление, что все сверхъестественные явления, происходящие от православных икон, в православных храмах или при чтении православных молитв, могут иметь только Божественный источник. Согласно учению Святых Отцов, православный храм не препятствует демонам внушать прихожанам греховные мысли и представления – что происходит ежедневно (Свт. Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству, гл. 43). Православные иконы также не являются безусловным препятствием бесам для совершения своих сверхъестественных действий. По крайней мере некоторые из таких действий могут исходить от православных икон.
Вот один из примеров, который мы находим в творениях свт. Игнатия Брянчанинова:
«Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. “Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига, – говорил справедливо протоиерей, – удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетического подвига”. Монах согласился. Через несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях, – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: “Не приходила ли вам мысль убить себя?” – “Как же! – отвечал чиновник, – я уже было кинулся в Фонтанку, да меня вытащили”» (Свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, гл. 24, отд. 2).
Наконец, демонические сверхъестественные действия могут иметь место и при совершении некоторых православных молитв, как мы видели выше.
Во все времена святые отцы меньше всего писали о чудесах и знамениях. Напротив, они рекомендуют очень осторожно относиться ко всякого рода чудесам.
Святитель Игнатий Брянчанинов напоминает нам о святоотеческой православной традиции отношения к чудесам, полной духовного трезвения и убеждения в том, что мы должны «бегать чудес», а не искать их: «Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность».
Истинные чудеса происходят редко. Для церковного признания чуда необходимо тщательное исследование необычного явления компетентной церковной комиссией и официальное утверждение ее выводов Священным Синодом (в крайнем случае, правящим епископом). Это необходимо, чтобы оградить народ от доверия мистификаторам, экстрасенсам, психически неполноценным людям, просто проходимцам и, конечно, дьявольским наваждениям. Пока же нет такого удостоверения, вопрос о данном явлении для члена Церкви должен оставаться открытым, ибо «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор. 14;33).
Чудес, пророчеств, предсказаний и знамений всегда жаждали язычники. Они ходили к оракулам, прорицателям, колдунам и магам, искали чего угодно, только не спасения. Иногда кажется, что люди ищут чудес как развлечений, ищут, где бы что увидеть и услышать «волшебного», посещают все престольные праздники блажащих храмов, ездят по всем святым местам, ищут, где мироточение, кровоточение от икон, только этим живут. Чего они ищут? Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), а не снаружи. И нужно трудиться над собой, чтоб войти в это Царство Божие. В Православии главное – это изменение своего внутреннего мира. Православие учит, что причина всего и хорошего, и плохого, что с тобой происходит, в тебе. Ведь главное чудо, которое может произойти с человеком — покаяние, переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек, преображение души под действием Бога. Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.
Не надо искать чудес. Они и так каждый день происходят: восход солнца, узоры на окнах в морозную погоду, оживление природы по весне, зарождение новой жизни, рождение в мир ребенка. В старину, когда жили люди очень верующие, чудес не было вообще. Тогда считалось, что мир пронизан присутствием Божьим, а значит, всё – чудо, радость и благодать. Чудеса совершенно естественно входят в жизнь православного христианина. Чудо – это когда в нужную минуту находится нужная книга, которая раскрывается на нужной странице; когда опаздываешь на поезд и по каким-то причинам отправление его задерживается, и ты успеваешь; когда все-таки опоздал на поезд, но через время обстоятельства складываются так, что думаешь «Слава Богу, что опоздал»; когда в огромном городе в толпе людей встречаешь человека, с которым не виделся годами, но давно хотел повидаться; когда… Перечислять можно бесконечно. Смысл один – во всем есть промысел Божий и разве это не чудо?
Ольга Евенко
В наше время православная церковь переживает некий бум поиска чудес, что зачастую отвлекает верующего человека от главной цели его жизни: покаяния и обращения к своему Создателю.
Из Св. Писания известно, что Господь Бог совершает чудеса как Сам, так и через Своих угодников. Это и воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление прокаженных, и многое другое. Каждое чудо Божие имеет определенный духовный смысл и приводит человека к познанию Истины.
Все христианство это процесс рождения, возрастания и совершенствования нового человека. Если это есть в духовной жизни христианина, то ему уже явлено главное чудо Божие.
Бесы тоже творят чудеса как сами, так и через своих «верных слуг» — людей отдавшихся воле диавола: колдунов, гадалок, астрологов и экстрасенсов. Чудеса злых духов — это не истинные чудеса, а обольщения, прельщения, обман людей, и они служат только погибели человеческих душ.
Причина увлечений ложными чудесами — есть следствие духовной безграмотности. Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Страшное бедствие — отсутствие в человеке истинного Богопознания: он принимает дела диавола за дела Божии».
Чтобы человеку не впасть в обольщение ложными чудесами и не оказаться под действием нечистых духов необходимо знать священное Писание и вероучение православной церкви.
Иерей Александр Звонченко