Стояние Зои: новые свидетельства
В Самаре прошел предпремьерный показ фильма, посвященного чудесным событиям 1956 года.
Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий и директор телеканала «СПАС» Борис Корчевников на представлении фильма «Зоино Стояние». |
18 декабря, накануне дня памяти Святителя Николая Чудотворца, в кинозале самарского торгового центра «Амбар» состоялся предпремьерный показ фильма «Зоино Стояние: чудо под грифом «секретно». Представили ленту Генеральный директор телеканала «СПАС», генеральный продюсер фильма Борис Корчевников, руководитель проекта Арман Ордян и руководитель редакции телеканала «СПАС» Анна Захарова. Фильм посвящен чудесным событиям 1956 года в Куйбышеве — девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках, когда хотела кощунственно протанцевать с иконой. Первый показ фильма состоялся за день до его премьеры на телеканале «СПАС», которая состоялась в праздник Святителя Николая, вечером 19 декабря. В кинозале яблоку негде было упасть — пришли на премьеру и те, кто давно знает о самарском чуде, и те молодые люди, которые впервые услышали о нем. Но были в зале необычные зрители, кого по праву можно назвать участниками тех далеких чудесных событий, чьи родственники своими глазами видели окаменевшую Зою…
Долгожданный показ фильма о Чуде предварил торжественный молебен Святителю Николаю в храме в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина в ТЦ «Амбар». Молебен отслужил Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий. Молитвы Богу и Святителю Николаю вместе со всеми возносили гостеприимные хозяева «Амбара» крупные самарские предприниматели и общественные деятели Виктор Иванович Сурков, Геннадий Викторович и Ольга Ивановна Сурковы. Генеральный директор ООО «Глобал Вижн Холдинг» Геннадий Викторович Сурков оказал помощь в создании киноленты.
Перед показом фильма Борис Вячеславович Корчевников сказал:
— Мы на СПАСе много работаем, практически круглосуточно, у нас много проектов. Но еще никогда премьера на телеканале не проходила в такой торжественной обстановке, как здесь в Самаре премьера фильма о Чуде. Мы шли, можно сказать, Крестным ходом по торговому центру, шли в храм мимо магазинов, лотков, витрин… И вот мы идем — много народа, во главе шествия Владыка Сергий. И у меня возникло такое чувство, что мы с вами сейчас находимся в той самой гуще народа на улице Чкалова, у дома 84. Мы идем смотреть Зоино Стояние! И Зоя… она и сейчас там стоит! Она и сейчас стоит в Самаре. Ваш город хранит ее тайну… Поэтому здесь мы и собрались. Нас снова собирает Зоя. Она по-прежнему стоит, и чудо совершается… Когда мне бывает тяжело, ведь руковожу целым телеканалом, и ответственность большая, — то не хватает денег, то еще какие-то проблемы появляются, я взял за правило чаще читать акафист Святителю Николаю. И чудеса происходят, решаются сложнейшие вопросы, средства находятся… Насколько нам близок этот святой! И теперь у меня простая такая просьба к Святителю Николаю: «Помоги, чтобы телеканал «СПАС» был самым лучшим в мире!» Просите, и дастся вам… Этим летом, полгода назад, допоздна засиделся на работе. Ко мне приехала Ольга Ивановна Суркова. Полчаса, час разговора, и я вдруг понимаю, что Ольга Ивановна приехала потому, что ее привел на «СПАС» Святитель Николай. И в нашем разговоре появилась идея этого фильма. Благодарю Геннадия Викторовича, Ольгу Ивановну! Без вашей помощи ничего бы не вышло! А дальше вы всё увидите сами…
Гаснет свет, и на экране появляются всем самарцам знакомый дом на Чкаловской улице. Памятник Николаю Чудотворцу… Весь зал на одном дыхании внимает киноверсии Самарского чуда.
После просмотра состоялся искренний доверительный разговор авторов кинокартины с самарскими зрителями. Сопродюсер фильма Арман Ордян сказал со сцены:
— Мы работали в четырнадцати архивах не только в Самаре, но и в Москве, и даже в Санкт-Петербурге. Мы всё должны были узнать и проверить, найти малейшие крупицы упоминания о чуде в официальных документах. Скажу вам так. В начале работы над кинолентой у некоторых моих коллег были какие-то сомнения в чуде. А в конце проекта ни малейших сомнений в чуде ни у кого не осталось. Зоино Стояние было! Все мы в этом уверились.
Вновь слово взял Борис Корчевников:
— Всё, что на сегодня известно о чуде, прозвучало в фильме. Я этой темой давно занимаюсь, семь лет назад снимал телепередачу об этом чуде. И мне казалось тогда, что вот у нас представлены последние свидетели чуда. Но пришлось убедиться, что со временем проступают новые контуры и детали тех удивительных событий. В нашем фильме настоящим открытием стала работа с архивами Самарской психиатрической больницы. И особенно впечатляет разговор с пожилым врачом-психиатром, который лично видел и даже лечил окаменевшую Зою! Здесь максимальное уже приближение к открытию этой тайны. Но вот что нужно помнить. Это чудо — вразумление нам на долгие годы вперед. А что этот дом в Самаре до сих пор стоит, разве не чудо? Посмотрите:крыша едва сохранилась, в доме был пожар, отовсюду наступают многоэтажки — а дом Зои стоит! И продолжает свидетельствовать о чуде. Но в каждом чуде всегда есть такая особая Божественная деликатность. Всегда Господь оставляет нам зазор для веры. Мы не можем узнать про чудо всё до конца. Иначе тогда и вера не понадобится. А если не участвует вера, то и чудо не на пользу. Как бы мы тщательно ни работали, как бы мы ни искали все детали этого чуда, всегда останется короткий зазор, что-то останется неизвестным, останется на веру. Мне кажется, после этого фильма такой зазор уже стал практически толщиной с волосок. То есть известно о чуде почти уже всё. Но и неизвестное всё равно остается.
Давайте не будем удивляться тому, что дальнейшая судьба Зои Карнауховой нам пока еще не до конца ясна. Ведь когда Зоя еще стояла с иконой Святителя Николая, целая рать партийных пропагандистов и агитаторов стала воевать с этим чудом. Уже готовились информационные вбросы, шло развенчивание чуда в прессе. С этим чудом в те атеистические времена боролись с самого начала. Конечно же, Зою увезли подальше из Куйбышева, наверняка побывала она в психбольнице. А что, мы не знаем из документов, из воспоминаний, как могли в ту пору — не было тогда еще у нас информационного общества! — любого человека спрятать так, как будто его никогда и не было. И несмотря на всю работу целого аппарата воинствующих атеистов, несмотря на всю мощь пропагандистскую той поры, смотрите, сколько проросло правды о чуде!
Любовь Викторовна Пендюхова и ее дочь Марина Синцова. |
И тут к микрофону подошла молодая женщина, представилась: Марина Синцова. Оказалось, ее семья хранит предание о Самарском чуде.
— Считаю своим долгом сказать здесь важную вещь, — начала она. — Неисповедимы и промыслительны пути Господни! Наш близкий родственник видел окаменевшую Зою! Видел ее своими глазами. Мама, можно тебя на секундочку к микрофону? — вдруг неожиданно обратилась она в сторону зрителей. Но мама ее, Любовь Викторовна Пендюхова, постеснялась взять в руки микрофон. Тогда продолжила Марина:
— Брат маминой бабушки — Григорий Семенович Писарев. Он был полковником уголовного розыска в Куйбышеве. Он видел это чудо! И об этом знает вся наша семья. В одну из тех январских ночей ему поручили охранять дом с окаменевшей Зоей. Дом был под круглосуточной охраной, чтобы в него не смогли проникнуть желающие увидеть чудо. Когда он заступал на дежурство, он был молодой, русоволосый. А когда утром вышел оттуда, был весь седой. Так что чудо было. Не сомневайтесь!
* * *
Трудно мне оценивать фильм, в съемках которого сам же принимал участие. В какой-то степени и я разделяю ответственность за происходящее на экране. Но все же попробую высказаться о киноленте безпристрастно. И в первую очередь отмечу, что в этот раз за дело взялись настоящие профессионалы, готовые мертвой хваткой вцепиться в каждую, пусть и вроде бы кажущуюся незначительной, деталь тех событий. Не по верхам глядя, а глубоко вникая в суть событий шла работа над фильмом. А тому, кто готов всерьез потрудиться, обычно и улыбается удача.
Такой потрясающей удачей считаю беседу с доктором медицинских наук, профессором, врачом-психотерапевтом Геннадием Николаевичем Носачевым. Он лично видел — причем не один раз! — окаменевшую Зою. Лечил ее, консультировал, ведь после тех событий она стала глубоким инвалидом и постоянно нуждалась в медицинской помощи. Такое интервью дорогого стоит. И за одно это открытие можно поздравить съемочную группу с большой удачей.
И тут же я себе запишу в «минус», что в свое время упустил журналистскую сенсацию. Не смог добраться до Зои Карнауховой (жившей под другим именем давно), в ту пору, по всей видимости, отделенной от меня лишь дощатой дверью частного дома в Кинеле. Куда я приехал в 1990 году по совету родственницы окаменевшей Зои. Но так и не смог добиться встречи с той, которую от меня столь тщательно прятали. Но теперь чего уж об этом горевать. Вспомним мудрые слова Бориса Корчевникова о том, что в чуде всегда надо что-то оставлять не на точное знание, а на веру.
Владыка Сергий поделился в фильме важным свидетельством, которое ему открыл бывший секретарь Самарского епархиального управления Андрей Андреевич Савин. Он сам видел тогда, как из дома на Чкаловской улице в сопровождении милиции и врачей вышла, пошатываясь, и нетвердой походкой направилась к карете «скорой помощи» несчастная Зоя. Видно, за эти недели ее хоть сколько-то привели в чувства, задействовав для этого весь арсенал тогдашних медицинских знаний. И в какой-то мере смогли вывести ее из кататонического ступора (такой диагноз врачей прозвучал в фильме, но мы-то знаем, что никакие диагнозы не отменят воли Божией).
Вот то новое, что я узнал о чуде из фильма на телеканале «СПАС». Не так много, как хотелось бы, но и эти свидетельства безценны.
А в целом создатели киноленты пошли по той же проторенной дороге, можно сказать, по уже сложившемуся «канону» фильмов о Зое. Довольно неубедительна в художественном отношении инсценировка событий вечеринки на Чкаловской улице (и ведь находятся же юные актрисы, которые соглашаются «играть» танцующую с иконой Зою!).
Было бы правильно больше экранного времени посвятить цеху зеркал на Чкаловской улице. Он как раз напротив того дома (и сейчас он там!). А этот цех в фильме только вскользь упомянут. А ведь цех зеркал и Чудо находятся в некоей таинственной связи. Первые свидетели случившегося, не считая гостей вечеринки, были как раз оттуда. По телефону из цеха зеркал вызвали «скорую помощь» для Зои (это отражено в фильме). И дальше уже работники-«зеркальщики» стали первыми посещать тот дом, от них пошла молва по всему городу. Ко мне в редакцию в 1992 году приходил бывший работник того цеха. Он лично видел окаменевшую с иконой Зою в самые первые дни, а то и часы Стояния.
Важно еще вот что. Зеркало, как его ни крути перед собой, как ни прихорашивайся, содержит в себе нечто таинственное. Искусствоведы считают, что изображение зеркала в живописи сродни описанию сна в литературе. Зеркало в таком значении как бы окно в иную реальность — потустороннюю. Неспроста же появился народный обычай в доме покойника завешивать зеркала (вовсе не собираюсь это суеверие оправдывать, но от этого оно не исчезнет). Это чтобы «мир иной» ненароком не проступил в нашей еще слишком земной реальности… Так и в случае с Чудом. Быть может, не так и случайно именно зеркала, и люди, профессионально связанные с их изготовлением, оказались накрепко связаны со Стоянием Зои. Таким странным сближением как бы подчеркивается, что в этом сверхъестественном вмешательстве, которое мы называем Чудом, отражена иная реальность, проступили очертания иного мира… Что-то же увидела такое Зоя, что заставило ее потом всем говорить: «Кайтесь!..» В этом чуде и нам открывается нечто иное. И, конечно же, удивительно, что тот самый цех зеркал, как и дом Зои, прошли вместе через все испытания и перестройки разных эпох, выстояли, и они по-прежнему все еще рядом, считай что вместе. Мы словно в зеркало всматриваемся в чудо. И видим в своей душе такое, чего без помощи Чуда в себе не заметили бы. Не захотели заметить.
В фильме много героев, много свидетельств, но недостаточно «воздуха» и точных говорящих деталей. Не хватило мне той особой самарской атмосферы середины 1950-х годов. Ведь чудо не просто произошло в Самаре, как могло бы произойти где-то в другом месте. Нет, это именно САМАРСКОЕ ЧУДО, оно словно выглянуло из наших намоленных тихих дворов, пришло по задумчивым улочкам старой Самары. Корнями оно уходит в посконный купеческий быт Самары-городка. Этого в фильме почти не увидел.
Митрополит Сергий, Борис Корчевников, Виктор Иванович Сурков, Геннадий Викторович и Ольга Ивановна Сурковы в храме Неопалимая Купина в торговом центре «Амбар» перед показом фильма о Стоянии Зои. |
Все, какие только возможно, архивы подняли столичные кинематографисты. И многих людей задействовали, кому есть что сказать о Чуде. Но самый важный источник сведений о Стоянии почему-то остался за кадром. Вспомнили фельетон «Дикий случай» в газете «Волжская коммуна», состряпанный по горячим следам тех январских событий. А народную повесть о Стоянии Зои, из которой и узнала тогда вся наша страна о событиях в Куйбышеве, почему-то даже не упомянули. А ведь написанная безымянным автором у нас здесь, в городе, и потом в нескольких можно сказать летописных «изводах» разошедшаяся от Москвы до самых до окраин повесть о Зое до сих пор является главным свидетельством Чуда. Рукописные, десятки раз переписанные листочки той «повести» еще и в конце 1980-х годов, когда я взялся за журналистское расследование, изобильно ходили по рукам верующих. И вот с годами всё глубже раскапывая правду о Стоянии Зои, я с удивлением отмечал такое поразительное явление. Факты вещь упрямая. И они, доставаясь мне по крупицам, с буквальной точностью подтверждали всё то, что было по свежим впечатлениям записано о Стоянии в народной повести. Поразительно! Многое из того, что когда-то в начале даже и мне казалось народной фантазией, благочестивой легендой, плотными слоями вымысла окружившими подлинное чудо, вдруг на поверку оказывались сущей правдой — до мелочей, до деталей! И поседевший милиционер, и гнутые иглы уколов врачей, и молоньи, и вырубленные полы в том доме, где окаменела Зоя (видел своими глазами заново настеленные доски!). Всё в точности так, как в той повести и написано! Мне кажется, об этом надо было в фильме рассказать.
А чудо по-прежнему воздействует на умы и сердца людей. Приводит к вере. Заставляет задуматься и измениться. От него не отмахнуться, не загородиться. Чудо — оно было и есть, оно всегда с нами. А замечательный фильм о Зоином Стоянии еще раз показал: чудо продолжается. Значит, нас еще ждут впереди удивительные сюжеты.
.
Ответ на: “Стояние Зои: новые свидетельства”
Выводы необходимо из всего этого правильные делать, а не кино снимать.Что нас ждет за поругание Святыни Православия , за разорение Церкви, за принятие ересей (волного или невольного вместе с «великим господином» и его «старшими черношляпочными братьями»).Кино показали, а Крестный ход отменили страха ради иудейска или по совету, видимо, пейсатых хабадников из АП и жидовствующих окотоличенных предателей из МП. Не стоит прельщаться и бояться убивающих тело, душе не могущих повредить, а кого бояться Господь предупредил, тех кто под видом Православия и гумантарного лжехристианства могут вслед за собой ввергнуть в геенну огненную, о чем и кричала Зоя, призывая покаятся в своем нечестии и безверии.