Духовность, нравственность и смысл жизни

Духовность, нравственность и смысл жизни

Вячеслав Тихомиров
«Духовность — это основанная на вере,
надежде, убеждениях, понимании смысла
жизни устремленность к счастью.»
(По Ю. В. Осичнюку.)

При рассмотрении вопроса о смысле жизни мы неизбежно приходим к вопросам духовности и нравственности, которые, как правило, употребляются вместе и по определению являются неразрывно связанными понятиями и явлениями.
Не может быть нравственности без духовности и духовности без нравственности, как не может быть человека без тела и души.
Что первично и что вторично, что порождают в совокупности эти понятия, к чему ведут нас, вот основной вопрос.
Словарь Википедия трактует термин «духовность» следующим образом:
«Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке.
В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.»
Сложно и не очень понятно для обычного современного человека, особенно если рассматривать термин духовность в отрыве от причин для чего необходимо понимание духовности.
Если исследовать содержание слова духовность, то мы видим в основе этого слова корень слово «дух».
По Википедии «дух» это:
«1)философское понятие, обозначающее нематериальное начало;
2)высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности.»
В любом случае следует полагать, что «дух» — это нематериальное начало, как способность человека, которая способствует и позволяет реализовываться самоопределению личности.
Следовательно, можно сказать, что духовность – это состояние человеческой души (духа), которое свидетельствует о возможности  ее (души) человека и стадии самоопределения материальной личности (человека) в области нематериальной самореализации через систему познания материального мира и осмысления материального мира через мыслительную деятельность мозга, которая сопровождается последующим развитием и совершенствованием нематериального мира человека – духа (души), либо его (ее) деградацией.
Из области нематериальных свойств человека можно выделить основное, которое является главным и неизбежно сопутствует свойству и уровню духовности – нравственность.
По Википедии «нравственность» — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
«Мораль (от лат. moralis — нравственный) — система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.»
Таким образом, нравственность человека – это способность (духовность) человека, понимая и принимая систему норм и правил поведения (морали), которые действуют в обществе в соответствии с общепринятыми взглядами на добро и зло, совершать поступки отражающие отношение человека в каждый конкретный момент к указанным нормам морали.
Но если духовность это свойство самоопределения личности, то, следовательно, духовность – это и непосредственно самоопределение личности на пути к принятию норм морали, развитию нравственности или ухода от норм морали и их непринятии, либо принятие таких норм морали, которые ведут к деградации человека и общества, а равно прекращению жизни на Земле.
Таким образом, духовность это то, что способствует развитию нравственности человека, это инструмент посредством которого человек развивает свою нравственность.
Неслучайно оба термина применяются, как правило, вместе – «духовно – нравственное» развитие человека, общества.
При этом можно, наверное, сказать, что духовность это способность воспринимать мир в его моральных свойствах (критериях), а нравственность – это качество (моральный уровень), достигнутое в результате способности воспринимать мир на основе духовности.
Являясь явлением нематериального мира духовность, тем не менее, имеет свои корни и проявляется в мире материальном и в первую очередь в искусстве.
По Википедии – «искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) -образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.»
Таким образом, искусство, как результат образного осмысления действительности, через образное восприятие и мышление человека влияет и способствует развитию духовности, которая в свою очередь участвует в формировании нравственности человека.
Не случайно воспитание ребенка должно начинаться с развития его образного мышления так как получая через книги и иллюстрации образы материального мира, ребенок через образное восприятие не только развивает свои способности к абстрактному мышлению, но и формирует свой мир, свое место в этом мире, свое восприятие окружающего мира, что впоследствии отражается в его поступках самостоятельной взрослой жизни, преломляющихся в заложенных основах духовно- нравственного развития.
Манипулируя понятиями люди, иногда, объясняют свои безнравственные поступки великими целями и идеалами, подменяя одни понятия морали другими, списывая поступки и их результат на целесообразность общего блага по принципу – цель оправдывает средства.
Разбирая вопросы духовности и нравственности нельзя обойти такое понятие как лицемерие.
Википедия определяет «Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.»
Смысл жизни каждого отдельно взятого человека – развитие собственной духовности  и нравственности.
Являя пример нравственной жизни человек, невольно воздействует своим примером на жизнь окружающих его людей.
Не случайно последнее время актуальной становится фраза Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».
Содержащийся в этой фразе призыв к каждому человеку работать над собой и жить по принципам нравственности имеет целью объяснить человеку, что все проблемы окружающего мира содержатся в нем (человеке) самом и мир изменится, если человек изменит самого себя.
Только развивая свою духовность и нравственность человек способен сохранить жизнь на Земле.

Духовность, нравственность и смысл жизни.

 

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий