Любовь побеждает смерть.
А как обратиться к Богу, когда шум в мыслях, внутри, когда человек неспокоен, чего-то хочет, строит какие-то планы, а они разрушаются?.. Постоянное внутреннее волнение не дает нам спокойно спросить у Бога: «Господи, скажи мне путь, и я пойду к Тебе, взяв мою душу (Ср.: Пс. 142: 8). И отдам ее тебе».
Нам нужно попытаться прийти в себя, осмыслить свою жизнь и увидеть ее не глазами постороннего, взглядом из толпы: мол, каждый живет так, как же мне жить по-другому? Человек говорит: «Все воруют — и я ворую, ведь я работаю в общепите или на базаре». Вот так люди в какой-то момент и поклонятся антихристу. Когда человек скажет: «Такой указ вышел, так легче будет прожить» — это страшно. Когда человек не думает, как он живет: «Я не виноват, меня не учили». А кто должен учить и кто виноват? Человек уходит от ответственности, от покаяния, от осмысления того, что он делает. Он перекладывает вину на родителей, на правительство, на законы. «Все виноваты, я — хороший, я — жертва невинная».
Если человек оправдывает себя, то ни о каком покаянии разговора быть не может. Но ведь единственная наша возможность приблизиться к Богу — это покаяться, увидеть, что невозможно больше жить, как раньше. Это стон, это крик души: что же я сделал, как же мне жить дальше в таком состоянии, с такими грехами?!
Если действительно человек осознает и попросит у Бога прощения и помощи, то помощь придет сразу же. Тотчас же Господь посылает людей, обстоятельства, благодать, силы дает, чтобы менять свою жизнь. Но перемена эта происходит постепенно, в постоянном труде. И срывается человек, и падает, но душа его уже рвется к Богу, и никто не может удержать ее, даже дьявол, несмотря на всю его хитрость и навык совращать людей. Если человек искренне ищет Бога и стремится к Богу, он Бога находит, и Бог ведет его в этом мире узким путем, тяжелым, но спасительным. Приходят скорби, болезни, утраты. Но человек сознает уже, что все это он заслужил, это последствия прежней его жизни без Бога.
Чему мы хотим учиться? Чтобы человек отвечал за себя, чтобы понял: «Я не один в этом мире, рядом — близкие люди и далекие люди. И мой грех ложится на них. И моя молитва поможет им». Мы вспоминали прекрасный пример, когда преподобного Анатолия (Потапова), старца Оптинского, положили в госпиталь. Там мат, крики, брань. И этот монах, обритый, остриженный наголо, лежит на коечке и молится. И в больнице водворилась тишина. И люди перестали ругаться. Начальнику говорят: «Заберите монаха, а то у нас монастырь тут вскоре будет, что он здесь наделал». Видите, что такое молитва. Ничего не надо говорить, благодать Божия, действующая, живущая в нас, просвещает всякого человека грядущего. И в то же время, когда нет этой благодати, а есть лозунги, — это как протестантизм: «Давайте-давайте, все мы братья, все мы любим друг друга!» Кого мы любим? Человек говорит, что он любит Бога, но он вообще никого не видит, кроме себя и своей «любви». Такая любовь — конечно же, к себе, и самолюбование.
Иногда человеку приходится очень сильно страдать. Но страдания помогают нам приблизиться к Богу, если мы смиряемся, не отчаиваемся в cвоем спасении. Хотелось бы, чтобы пост стал ступенькой к Небу. Чтобы мы за этот пост услышали евангельское слово молитвы, канон, в котором — общечеловеческое покаяние, стон души, потерявшей Бога. Человек потерял рай, человек плачет о своей смерти, о том, что он не ценил, не благодарил Бога, что нарушил заповедь любви и послушания.Этот мир убил Бога. И что нужно было сделать Богу, когда Он умирал на Кресте? Сжечь этот мир? А Он молился о нас: «Не ведают, что творят, прости им». Этим самым произошла победа над грехом. Ветхозаветный закон «зуб за зуб, око за око» разрушен. Любовь побеждает смерть.