Разный совет двух старцев по одному вопросу.
Этой историей поделился протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино.
Он обращался по одному вопросу к двум тогдашним старцам Троице Сергиевой Лавры – отцу Кириллу (Павлову) и отцу Науму (Байбородину). Они дали разные ответы.
Что это был за вопрос? Почему ответы были разными?
Предыстория.
Протоиерей Сергий Ткаченко интересный человек. Он закончил МЭИ (Московский энергетический институт) и работал в НИИ по радиотехнике при Академии наук России. Благословение на учебу взял у старца Наума.
Несмотря на свой технический ум, интерес и опыт светской работы в сфере науки, техники и развития цивилизации, отец Сергий придавал большое значение духовой жизни, вел ее, окормлялся духовно (как же повезло ему!) тремя известными современными старцами: Иоанном Крестьянкиным из Псковско – Печерской обители, Кириллом Павловым и Наумом Байбородиным из Троицко- Сергиевой Лавры. (Вот ведь как удивительно: все трое прошли труднейшие испытания в жизни — войну, лишения — а какую долгую жизнь подарил им Господь и какой благодати удостоил. Почему? С Богом жили и по Богу они).
История.
Учиться приходилось ему много и еще работать допоздна. Не хватало сил и времени на то, чтобы вычитывать полностью утреннее и вечернее молитвенные правила.
Обратился он за советом по этому вопросу к двум старцам одной Свято-Троицкой обители – Кириллу Павлову и Науму Байбородину.
Старца Кирилла все называли пастырем любви. Узнав о вопросе Сергия, он дал такой совет: сократи молитвенное правило. То есть оставь в нем (коли реально нет времени) и вычитывай те молитвы, которые наиболее полезны и благодатны для твоей души.
С тем же запросом он обратился и к старцу Науму. Не любопытства или сравнения советов ради, Обратился при случае, так как его беспокоил этот вопрос.
Какая духовная жизнь без молитвы? Так как же поступить в его ситуации?
Старец Наум дал ему другой совет: выучи правила наизусть и произноси их без подспорья молитвослова, по памяти.
Старец Наум, как вспоминает протоиерей Сергий, был строгим и требовательным человеком.
Почему же старцы дали разные советы?
Старец Кирилл исходил из совета мирянам, с учетом обстоятельств их жизни. Многим мирянам он помог, хорошо понимал их и обстоятельства их жизни, в миру, среди людей, с заботами необходимыми. Он считал, как и святитель Феофан Затворник, что важно не количество молитв, а качество. Святитель говорил, что если творить внимательно, с верой и упованием на Бога, всего лишь одну Иисусову молитву, то этого уже достаточно для правильной духовой жизни.
Старец Наум тоже помогал мирянам, но все таки больше он известен тем, что открывал и окормлял новые монастыри и многих людей привел к монашеской и подвижнической жизни. Кому близка была она, по душе.
Старец исходил из твердых стандартов того сильного подвижничества и монашества, что были популярны в эпоху расцвета христианства: святого Антония Великого, святого аввы Дорофея, святого Максима Исповедника и других твердых подвижников благочестия.
Что избрать?
Зависит от души (правильное христианство не подавляет ее, а помогает понять правильно, в свете Божьей Истины и Промысла и наполняет евангельской полнотой) и обстоятельств жизни.
Кому-то ближе и полезней строгие аскетические правила, чтобы быть в духовной форме. Это дисциплинирует, и, потому, полезно. Кто склонен расслабляться, или испытывает большие искушения и беды, тому аскеза не повредит. Напротив. Сделает сильней духовно.
Кому-то ближе окормляться и окормлять любовью христианской ближних, проявлять щедрость и великодушие в ней и не усердствовать в аскезе излишне. Кто склонен быть излишне сухим и замкнутым — лучше больше стяжать любви Христовой, нежели аскезы. Иначе — пересушить себя можно.
Всяк пойми и найди себя, с Божьей помощью, в богатом мире духовной жизни.