Я чувствую, будто щека лежит на раскаленной сковороде: Порфирий Кавсокаливит
«Соловей дивно поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно». Память 2 декабря
В 14 лет будущий о. Порфирий (1906-1991) ушел на Афон. Через несколько лет афонские отцы постригли его в монахи.
Вскоре о. Порфирий заболел и перешел с Афона в монастырь святого Харалампия в Авлонари. Там болезнь прошла, и позже о. Порфирий большую часть жизни проживет монахом в миру, среди людей – видно, об этом и была Божия воля.
В 22 года о. Порфирия рукоположили в священника и сразу поставили духовником (!) монастыря св. Харалампия, – случай небывалый в Греции, где даже мирян разрешают исповедовать не всем священникам.
Но большую часть жизни (с 1940 по 1973 год) о. Порфирий служил в Афинах, в церкви Святого Герасима при поликлинике. За это время он помог тысячам людей. И лишь незадолго до смерти старец попросил увезти его «домой», на Афон, где вскоре и умер.
Святой Паисий Святогорец, лично знавший о. Порфирия, так говорил о его удивительных духовных дарах: «У о. Порфирия цветной телевизор, а у меня только черно-белый».
Всего через 22 года после смерти старца Порфирия Синод Константинопольского патриархата прославил его в лике святых. В 2014 году его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Щека на сковороде
По молитвам о. Порфирия Господь исцелил множество людей, но за свое здоровье старец никогда не молился, терпел. Врач отца Порфирия, доктор медицинских наук Георгий Папазахос говорил: «У старца было множество болезней: он перенес инфаркт, почти не действовала печень, он страдал от язв, которые часто кровоточили, от опоясывающего лишая на лице, дерматита на руках, хронического бронхита и прочего.
Как-то на вопрос, что он чувствует, отец Порфирий ответил: «Я чувствую, как будто моя щека лежит на раскаленной сковороде». Он был совершенно спокоен и его страдания ни в чем внешне не выражались, от него никогда не было слышно даже малейшего стона».
Разговоры по душам
У о. Порфирия было 2 класса образования. Но никто не жаловался на неученость старца.
Однажды профессор астрономии с мировой известностью пришел к отцу Порфирию по какому-то неастрономическому вопросу. Разговорились. И вскоре профессор поймал себя на мысли, что уже обсуждает с «батюшкой» профессиональные вещи так, как сделал бы только со своим коллегой: «Он действительно знал то, о чем говорил, и ни в чем не допустил ошибки!»
В другой раз директор Афинского госпиталя, известный хирург, был не менее удивлен, когда отец Порфирий обсуждал с ним ход, медицинские нюансы и перспективы очень сложной операции, которую врачу предстояло сделать.
Храм преподобного Герасима, где служил отец Порфирий, часто посещали профессора Афинского университета. Никос Зиас, профессор кафедры философии, меломан, рассказал случай: «Как-то мы торопились на концерт в Адриановом Колизее. Велико было мое изумление, когда старец сказал, что знает композитора и дирижера и завел речь о классической музыке. Он говорил: хорошая, добрая музыка приносит душе пользу».
Чтобы умным понятней было
О. Порфирий нередко и свои духовные советы облекал в научные термины, чтобы умные поняли. «Весь мир пронизывают электромагнитные волны, но мы их обычно не ощущаем. Но если включим свой приемник, тогда слышим их. То же самое происходит, когда мы входим в духовный мир.
Если мы настроены на добро, мы «ловим» добро. И наоборот, если наш приемник перестроился на зло, мы будем ловить волны зла».
Почему стоит уважать технический прогресс
Отец Порфирий положительно относился к современным технологиям и вовсю пользовался ими для своих пастырских нужд. Он восхищался тем, что Господь дал человеку способности познавать мир и советовал не гнушаться «техническим прогрессом»: «Господь помог человеку сделать множество открытий, почему дьявол может ими пользоваться, а мы, христиане, не смеем?!»
Кому лучше не спорить о «религии»
В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но безрезультатно. Было сказано, что в этом районе нет подземных вод. Пошли к о. Порфирию.
О. Порфирий сказал, что в деревне много хорошей воды, и сначала показал на чертеже место, где она протекает и на какой глубине. А после того, как мелиораторы ему не поверили, пришел в деревню и ткнул туда, где нужно копать. Стали копать и на указанной о. Порфирием глубине нашли воду, которая била из-под земли чистейшим ключом.
С трудом вырвавшись из объятий жителей деревни, о. Порфирий сел в автобус. Кондуктор, человек неверующий, стал громко высмеивать «религию» и «всякие чудеса».
Атмосфера накалялась. Пассажиры разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие – против. Перебранка грозила рукопашной.
Отец Порфирий расстроился, но участие в «споре» не принял. На остановке он подошел к кондуктору и тихонько, чтобы слышал лишь он, сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься».
Кондуктор онемел и больше за всю дорогу не произнес ни слова. Доехали в полной тишине. (Через много лет человек, работавший тогда кондуктором, рассказал о том, что сказал ему о. Порфирий).
Душевные травмы отступают
Старец обладал даром видеть в душах людей то, что открывал ему Бог. Об одном моем знакомом он сказал: «Я вижу у него в душе, правда, нечетко, очень нехорошую вещь. Это старая душевная травма, нанесенная бесами. Я точно не знаю, что это такое. Может быть, Бог откроет мне это позже».
Через несколько недель о. Порфирий вернулся к разговору: «Нехорошая вещь, которую я увидел в душе твоего друга, может уйти, но только в том случае, если он начнет стремиться к святости. Такое стремление меняет человека, и душевные травмы уходят. Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, порой попущенные и за грехи».
Про «чувства»
«Иногда мы должны проходить полную исповедь, — говорил отец Порфирий, — потому что различные психологические травмы, самые разные события в нашей жизни становятся действительной причиной наших телесных недугов.
На исповеди, кроме грехов, мы должны рассказывать и о своих помыслах и чувствах: страха, скорби, уныния, тревоги, которые посещают нас из-за переживаемых событий и являются следствием греха – нашего маловерия, надежды на себя, а не на Бога».
Микробы неврастении везде летают
Близкому родственнику одного нервнобольного человека о. Порфирий посоветовал быть осторожным, чтобы не заразиться. На вопрос, как это может произойти, ведь эта болезнь не заразная, о. Порфирий ответил: «Это не совсем так, как ты говоришь. Нематериальные микробы неврастении летают, подобно комарам, нападают на душу и заражают ее. Хорошо помогать нервнобольному человеку. Но, оказывая помощь, ты должен благодатью Христовой защитить свою душу от заражения».
Почему мы требуем от других «хорошести»
«Один из видов нашего выказывания себя – в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и чем меньше хороши сами, тем больше требуем этого от других».
Болит одно место, а причина-то в другом
Отец Порфирий рассказывал: «Когда я был настоятелем больничного храма, то часто сталкивался со следующими случаями. Врач, проводящий обследование больного, неожиданно заявлял, что поражено не то место, которое болит, а другое. Он говорил: «Ты можешь чувствовать боль в одном месте, но на самом деле то, что ее вызывает, может находиться где то рядом».
Так бывает и в духовной жизни. Мы видим все под одним углом. А на самом деле причины происходящего внутри нас могут быть совсем »в другом месте»». Поэтому так важно обсуждать свое внутреннее со священником, которому доверяешь».
Слова часто лишь ударяют в уши
«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но часто не умеют молиться. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце».
Почему не состоялось усыновление
У молодых супругов не было детей, которых они очень хотели. У женщины постоянно случались выкидыши, ей сделали операцию, и в конце концов врачи сказали, что она не сможет иметь детей. Тогда супруги решили усыновить ребенка. Посредник в усыновлении пошел к о. Порфирию. Старец выслушал и вдруг сам стал подробно рассказывать ему о характере супругов. У женщины были психологические трудности.
– Я правильно говорю? – спросил старец.
– Да, Геронда. Вы говорите так, как будто видите их перед собой.
– Да, они стоят передо мной. Поэтому-то Бог и не дал им ребенка – чтобы он не был несчастен. Перестань выступать посредником в деле усыновления.
Усыновление не состоялось.
Если дадим волю гневу
«Когда кто-то нанесет нам обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим.
Но если мы дадим волю гневу, враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими».
Смиренный не нервничает
«Смиренный человек осознает свое внутреннее состояние и, каким бы плохим оно ни было, не теряет себя, ровности духа, уравновешенности. Смиренный – не «нервничает». Для него всегда есть завтрашний день.
Будем как соловьи
«Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим».
«Соловей дивно поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно».
Благодарный козел
Отец Порфирий помогал не только людям, но и животным. И животные его понимали.
Однажды девушка, пасшая стадо коз, попросила его помолиться о ее животных, которые стали болеть. Отец Порфирий встал перед стадом, поднял руки к небу и начал молиться словами псалмов, где говорится о разных животных. За все время молитвы ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только о. Порфирий закончил и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к отцу Порфирию, ткнулся мордой старцу в руку и тихо отошел назад. А козам стало легче.
Одушевленный попугай
В Раю человек был призван Богом «возделывать сад», то есть заботиться не только о возрастании своей души, но и об окружающем мире и всех его тварях. До грехопадения тварь и Адам понимали друг друга, могли общаться. Адам был призван к дальнейшему «одушевлению» твари, передаче ей части своей разумности.
Когда в человеке восстанавливается «новый человек», новый Адам, он уподобляется Адаму в Раю – способен понимать зверей, те перестают его бояться, слушают. Так было со многими святыми.
Так было и с о. Порфирием. У него одно время жил попугай, которого отец Порфирий научил говорить и иногда играл с ним. Старец научил его и словам Иисусовой молитвы. Однажды к о. Порфирию пришел гость. Попугай стал говорить что-то старцу, и отец Порфирий попросил гостя: «Не смотри на моего попугая, а то он стесняется. Отвернись, и тогда он скажет».
Капли любви
«Все вокруг нас — это капли любви Божией; и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу.
У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они говорят нам о любви Божией. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных».
.