ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ.
Православная Вера против ереси экуменизма.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы, христиане Русской Православной Церкви, являющиеся полноправными членами Святой, Соборной и Апостольской Церкви (далее – Церкви), Главой которой является Сам Господь наш Иисус Христос,
— отрицаем и публично отвергаем ересь экуменизма, которую сегодня проповедуют некоторые члены нашей Церкви.
Если нравственные грехи отделяют человека от Бога, то тем более вероучительные грехи — ереси.
Ересь, проповедуемая епископом или священником, повреждает и верующих. В то время как епископы и священники должны заботиться о том, чтобы их пасомые право славили Бога.
Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Ересь есть ложь и хула на Слово Воплощенное, на Богочеловека Иисуса Христа. Она рождается как духовный обман и принимает форму, похожую на Истину, но противную ей по сути. Результат падения в ересь – помрачение разума, ожесточение сердца, потеря Божией Благодати, духовная смерть.
Экуменизм — религиозный синкретизм (соединяющий несоединимое) — разрушает ограду Церкви и впускает в неё все ранее отсеченные святыми отцами ереси. Он изменяет Символ Веры не меняя текста, но переменяя содержание понятия Церковь.
Потеря живой связи со Священным Преданием, угасание любви к Богу по причине миролюбия, усвоение нового толерантного (терпимого к ереси) богословия создает почву для проникновения в церковный организм смертельного яда ереси экуменизма.
Поэтому, внимательно рассмотрев утвержденные Архиерейскими соборами Русской Православной Церкви документы:
«Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (2000г.),
«ПОСЛАНИЕ Всемирного саммита религиозных лидеров» (2006г.),
«Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», (предложен на утверждение Всеправославного собора в июне 2016 года)
и сравнив эти тексты, а также высказывания некоторых иерархов с Правилами святых Апостолов, решениями Вселенских и Поместных Соборов, творениями святых отцов и учителей нашей Церкви,
и обнаружив в них формулировки ПРОТИВНЫЕ НАШЕЙ ВЕРЕ, мы, как живые члены Тела Христова, исповедуем наше несогласие с ересью экуменизма и отделяемся от неё!
Когда нам говорят,
что Церковь, которую основал Христос, с течением времени, под воздействием исторических причин разделилась на различные конфессии – православие, католицизм и протестантизм,
что каждая из разделившихся конфессий содержит некоторую часть Божественной Истины, и никто не может претендовать на обладание Ее полнотой,
что надо «оставить в прошлом теологические проблемы, которые нас разделяют» и восстановить единство христиан, вернувшись к первоначальному единству Церкви первого тысячелетия,
Мы отвечаем: МЫ НЕ ТАК ВЕРУЕМ !
Мы веруем, что Святая Соборная Апостольская Церковь никогда не разделялась и разделиться не может, ибо имеет главой Христа и живет действующим в ней Духом Святым, и содержит Божественную Истину во всей полноте и неповреждённости;
Мы веруем, что Святая Соборная Апостольская Церковь будет светить миру светом Истины до скончания века, а всякий человек или сообщество, искажающее догматы Православной Веры отделяет себя от Истины-Христа и от Его спасительной Благодати;
Мы веруем, что отпавшие от Церкви религиозные сообщества – католики, протестанты, копты, армяне, прочие еретики и раскольники могут соединиться с ней только через покаяние и возвращение в лоно Матери Церкви.
Когда нам говорят,
что католическая конфессия для православных это «церковь-сестра», а римский папа «наш брат»,
что нужно наложить мораторий (неприменение) на определение «ересь» по отношении к католикам,
что поскольку различия не удается преодолеть, то нужно начать вместе молиться и причащаться, чтобы Благодать Духа Святого уврачевала существующие разделения,
Мы отвечаем: МЫ НЕ ТАК ВЕРУЕМ !
Мы веруем, что католики, отделившись от Православия и введя новые догматы, сделались раскольниками и еретиками, отринули Истину-Христа и стали по вере нашими противниками;
Мы веруем, что называя еретиков еретиками, мы исповедуем Правду и Заповедь Любви к заблудшим ибо этим призываем их ко Спасению через покаяние и возвращение в лоно Православной Церкви;
Мы веруем, что там, где нет общности веры, не может быть общения в таинствах;
Мы веруем, что нельзя молиться Христу вместе с теми, кто Его попирает, искажая Учение Его Церкви.
Когда нам говорят,
что мир изменился и некоторые древние каноны в современных условиях не работают,
что ради совместного ответа на новые вызовы, ради мира и безопасности, взаимопонимания и сотрудничества необходимо восстановить единство христиан всего мира,
что участие Церкви в экуменическом движении основано на Евангельской заповеди Любви и на словах Христа «Да будут все едино…», (Ин.17:21),
Мы отвечаем: МЫ НЕ ТАК ВЕРУЕМ !
Мы веруем, что Священное Предание содержит полное и достаточное для любого исторического периода Учение о Церкви (экклезиологию), которым определены вероучительные границы Церкви;
Мы веруем, что все «верующие во Христа», но находящихся за этими границами, как бы и чем бы они не были похожи на нас являются еретиками и раскольниками, а их сообщества – еретическими и раскольническими религиозными организациями, не имеющими спасительной Благодати Божией;
Мы веруем, что отношения с еретиками и раскольниками могут строится только в рамках правил и канонов Церкви и иметь только одну цель: спасение заблудших через покаяние и возвращение в лоно Православной Церкви, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4);
Мы веруем, что исполняя вторую заповедь Евангелия — Любви к заблудшим нашим братьям из других конфессий, мы при этом не можем нарушать первую заповедь — Любви к Богу – допускать компромиссы в Вере, искажать учение о Церкви Христовой.
Мы веруем, что призыв Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин.17:21) нарушают сами экуменисты, пытаясь соединить Истину с ложью, Свет с тьмою, Христа с велиаром.
Когда нам говорят,
что у нас один Всевышний с иудеями, мусульманами, буддистами и католиками,
что все религии разными путями ведут к Богу,
Мы отвечаем: МЫ НЕ ТАК ВЕРУЕМ !
Мы веруем, что только Вера Православная, которую содержит наша Церковь, открывает человеку возможность познания истинного Бога — Творца мира;
Мы веруем, что только православно исповедуя Иисуса Христа Сыном Божиим, и только через Него может человек достигнуть Спасения;
Мы веруем, что как бы не были «духовны» учения прочих религий, и какие бы похожие с Православием понятия и догматы они не имели, по своей сути – это ложные пути и привести к Богу не могут;
Мы веруем, что компромиссы в вопросах веры недопустимы, какими бы миротворческими, миссионерскими или иными целями они не оправдывались;
Когда нам говорят,
что поиск утраченного единства должен основываться на предании Древней Церкви, других общих моментах христианской веры,
что Православная Церковь признает за католицизмом действенность их таинств фактом многолетнего принятия католиков в Православие через миропомазание, то есть без перекрещивания,
что для свидетельства о полноте Христовой Истины и о своих духовных сокровищах Православная Церковь должна участвовать в международном экуменическом движении, а также в работе Всемирного Совета Церквей,
что высшим критерием Церкви в вопросах веры являются Архиерейские или Всеправославные Соборы,
Мы отвечаем: МЫ НЕ ТАК ВЕРУЕМ !
Мы веруем, что наличие в католичестве некоторых общих с Православием составляющих веры, общей истории до раскола в 11 веке, не меняет его еретической сущности, в силу искажения католиками Апостольской Веры и введении новых догматов: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23. 38);
Мы веруем, что церковная практика икономии (временного отступления от канонов) при присоединении к Церкви инославных, сколь бы широко она не распространялась и как бы долго не применялась, не может быть основанием изменения святоотеческого Учения о Церкви;
Мы веруем, что для свидетельства миру об Истине и для просвещения «во тьме сидящих» наша Церковь должна свято хранить чистоту Православного Учения о Спасении, твердо стоять на святоотеческих принципах Миссии Церкви в мире;
Мы веруем, что решения Соборов и утвержденные ими документы для принятия их Церковной Полнотой, должны полностью соответствовать правилам, канонам и догматам Церкви, быть сформулированы в святоотеческих терминах и не содержать неоднозначных выражений.
Сожалея, что до настоящего времени не созывалось Соборов для осуждения ереси экуменизма и тех, кто почти столетие её проповедует, попирая как Апостольские правила, так и решения Вселенских и Поместных Соборов,
мы отвергаем сегодняшнюю практику экуменизма, и отделяемся от неё, а именно:
— от совместных молений с еретиками, какими бы причинами они не оправдывались.
— от участия Русской Православной Церкви в международном экуменическом движении и присутствия её
во Всемирном Совете Церквей.
— от практики венчания смешанных браков между православными и инославными.
Аминь.
АНАФЕМАТСТВОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ 1983 ГОДА НА ИСКАЖАЮЩИХ УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ:
«Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема.»
После воссоединения РПЦЗ с РПЦ МП в 2007 году это анафематствование осталось действующим.
протоиерей Игорь Тарасов.