СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И ЕГО ВРЕМЯ.
Я должен вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных,
заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем.
Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво,
заботиться об общей пользе,
всем тщательно искать спасения и о всех молиться».
(Первая проповедь митрополита Димитрия в Ростове)Святитель Димитрий Ростовский — первый святой Российской империи. Его жизнь прошла на фоне важнейших исторических событий, которые принято называть эпохальными. Огромный пласт жизни святителя — время Петровских преобразований и войн, в частности Северной войны и основания новой столицы на берегах Невы. С Петром Великим и многочисленными членами его семьи святого связывали личные знакомства. Некоторые из них неоднократно бывали у митрополита в Ростове. По преданию, святитель нередко служил в праздники в Измайлово, бывшем в то время царской вотчиной, а молодой царь Петр читал на клиросе храма.
Покровский собор в Измайлово. Разживин И.В.
Талантливый воспитанник Киево-Могилянской академии, он стяжал себе славу у современников как незаурядный оратор, полемист, историк, публицист, философ, поэт и драматург. Общественно-политическая и литературная деятельность святого Димитрия обратила на себя внимание Петра I, который, зная о большой образованности, склонности к научному труду, а также несомненном литературном даровании святителя, зимой 1701 года вызвал его в Москву.
Святитель был очень прямым человеком и в своем слове неоднократно критиковал власть и самого Петра I, весьма прозрачно указывая на его личные недостатки, осуждая даже в присутствии самого царя его церковную политику. Но при этом святой поддерживал все царские реформы и, без сомнения, искренне желал успеха его преобразовательской деятельности. Царь ценил силу слова и ученость святого. Это были две очень разные сильные личности, которые уважали и могли слышать друг друга. Император Петр I был нацелен реформировать светское общество России, а святитель Димитрий прилагал усилия, чтобы сохранить в обществе чистой и нетронутой православную веру и Церковь. Святитель постоянно всем напоминал, что есть еще другой мир, духовный. Своими проповедями, как великий оратор, он возвращал людей в храмы Божии, но при этом не мешал царю развивать страну через реформы. Петр I считал святителя Димитрия выдающимся церковным служителем и назначил его на Ростовскую кафедру. В Ростове были созданы лучшие произведения святого: многочисленные слова и поучения, пьесы для школьного театра, знаменитые Четьи Минеи, над составлением которых он трудился около 20 лет, «Розыск о раскольнической брынской вере», а также «Келейный летописец».
Село Измайлово. Репродукция гравюры XVIII в.
На фоне всех событий своего времени святитель Димитрий являет собой пример идеального пастыря, проявлявшего искреннюю заботу о нуждающихся и несчастных, выбравшего своим оружием живое слово наставления и утешения. В его произведениях звучат мысли о внесословной ценности человека, о необходимости оценки людей не по признакам родословности и чинам, а по их действительному достоинству и дарованиям, отражена борьба за такие нравственные принципы, которые должны были будить активную патриотическую, общественно-полезную деятельность людей: «…трудитися ближних ради, нищым и убогим в скудости их потребная промышляти, от пота лица своего алчущыя питати, нагия одевати, странныя упокоевати, узники и болящыя посещати; мертвыя погребати, и вся прочая милосердная дела творити».
Святитель Димитрий происходил из Малороссии. Он родился в декабре 1651 года в местечке Макарово Киевской губернии. В крещении носил имя Даниил. Отец будущего архиерея Савва Туптало был казачьим сотником. В 1668 году семнадцатилетний Даниил Туптало принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре с именем Димитрий, монахинями стали и его три родные сестры.
«Древних преподобию подражая, освятил еси житие твое на службу Богови в осмоенадесять лето. Отнележе и был еси велик монах, священник, учитель, иерарх, ныне же чудотворец, и молитвенник о душах наших».
(Седален, глас 8)
Святитель Димитрий получил образование в Киево-Могилянской академии, считавшейся одной из лучших духовных школ. Выпускники академии славились своим высочайшим по тем временам образованием. Димитрий Ростовский не случайно был назван Церковью «российским Златоустом» — он прекрасно владел русским, греческим, латинским, польским и украинским языками, в совершенстве владел даром слова. В возрасте 25 лет будущий святитель читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова, многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен благочестием и ученостью.
Киево-Печерская лавра. Гравюра XVIII в.
Последние семь с половиной лет своей жизни святитель Димитрий провел в Ростове, основав здесь церковную школу, которую содержал на свои средства. Продолжая заниматься просвещением, написанием книг и помощью нуждающимся, он оставил о себе память как о святом человеке.
Ростовский кремль. Литография 1891 г.
В Ростов святитель прибыл 2 марта 1702 года, во вторую неделю Великого поста, и Яковлевская обитель стала первым монастырем, посещенным им в городе. Войдя в монастырский собор, митрополит Димитрий указал на юго-западный угол: «Се покой мой: здесь вселюся в век века», тем самым назначив для себя место будущего погребения. В середине XVIII столетия, после обретения его чудотворных мощей, когда митрополит Димитрий стал первым святым Российской империи, он прославил и город, и архиерейскую кафедру, и избранный им монастырь.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Открытка начала XX в.
Главным трудом жизни митрополита Димитрия явилось составление Четьих Миней — свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения.
При составлении этой фундаментальной агиографической энциклопедии (входит 12 книг) святитель собирал, дополнял и исправлял жития и поучения. К работе над Четьими Минеями он приступил в 1684 году по благословению старцев Киево-Печерской лавры, а завершил их в 1705 году в Ростове. Двадцатилетний неустанный труд над их созданием стал величайшим подвигом Димитрия, принес ему общецерковную и народную известность.
Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19)
Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского. Синодальное издание 1902–1916 гг.
Сам же владыка свое творчество расценивал как письменную проповедь и повторял: «Моему сану (его же несмь достоин) надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность».
Черновик святителя Димитрия Ростовского
Помимо агиографических изысканий, перу святителя Димитрия принадлежали богословские и исторические исследования, духовно-нравственные сочинения, стихотворные драмы. Им составлены две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев». Среди наиболее известных и любимых читателями трудов святителя Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный», изданный в Киево-Печерской лавре уже после его кончины; «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»). Умилительны и его духовные канты, которые святитель называл псалмами. Они исполняются певчими Православной Церкви и сегодня.
Портрет святителя Димитрия Ростовского, помещенный в «Словаре достопамятных людей Русской земли» Бантыш-Каменского, 1848 г.
Псалом 4
Иисусе Прекрасный!
Одеждо краснаго,
Отца Небеснаго,
Одей мя тоею
Ласкою Твоею,
Иисусе Прекрасный!
Скорбящим Радосте
И Жезле старости;
Дай же мне утеху
В подвигах успеху,
Иисусе Прекрасный!
Не остави мене,
Творче, взыщи мене,
Пастырю Всещедрый
И Премилосердый,
Иисусе Прекрасный!
Не по делом моим,
По щедротам Твоим
Суди мене, Пане,
Вышних сил Гетмане,
Иисусе Прекрасный!
Прийми се малое
Моление мое
И скоро потщися,
На мя умилися,
Иисусе Прекрасный!
Останную мольбу
К Тебе приношаю
И смиренным сердцем
До Тебе взываю:
Иисусе Прекрасный!
Ростовский архиерейский дом, где жил свт. Димитрий Ростовский. Вид с озера Неро
Сохранилось подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. По завершении беседы святитель поблагодарил юношу и сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив певчего, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Савва Яковлев ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в келью, где обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 8 ноября 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях. Отпел святого его друг митрополит Стефан Яворский, обещавший это святителю.
Погребен митрополит Димитрий в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В 1760–1761 годах в низовье Дона для защиты южных границ России начала строиться крепость. Она имела форму девятилучевой звезды окружностью 3,5 километра. Указом Екатерины II крепости было дано имя недавно прославленного святителя Димитрия Ростовского. Впоследствии название крепости несколько раз меняли — ее стали называть Ростовской крепостью, потом просто городом Ростовом, после чего город переименовали в Ростов-на-Дону.
План крепости святого Димитрия Ростовского
Святитель Димитрий стал первым святым, канонизированным в Синодальный период. Прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.
Рака с мощами святителя Димитрия в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре
Церковный писатель Е.Н. Погожев, говоря о замечательном ростовском владыке, отмечал, что в век наступивших тогда Петровских реформ, «иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».
Пусть молитвы святителя Димитрия Ростовского помогут и нам стоять в вере и истине.
«Звезду Российскую от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия,/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел Христу,// и спасет правоверием души наша».
(Кондак, глас 8)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905.
- Житие, иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Димитрий, митрополит Ростовский, святитель. Сочинения. Т. 1. — М., 1839.
- Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха — Проект Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова (dimitryrostovsky.ru)
- Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Глава из книги «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Опыт описания жизни их», 1865.