ВОЗМОЖНА ЛИ КРЕМАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА

ВОЗМОЖНА ЛИ КРЕМАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Доброго дня, благословения Господа.

Вопрос: «Возможна ли кремация усопшего православного исповедания? Не будет ли это противоречием с господствующей традицией Церкви придания тела умершего земле?»

Дело в том, что как свидетельства Священного Писания, так и исторический опыт Церкви, не предполагают четкого запрета относительно практики кремации (сжигания тела усопшего). Тем не менее, Церковь считает, что самым естественным способом погребения является придание тела умершего земле. Что касается отношения Русской Православной Церкви к практике кремации в дореволюционный период, то оно оставалось строго нейтральным. Об этом свидетельствуют как сформулированное постановление специальной комиссии при Св.Синоде в 1909 г., так и рекомендации, высказанные в ходе дискуссий относительно этого вопроса в окружении Святейшего Патриарха Тихона в марте – апреле 1918 г.

Откуда же такое негативное отношение к кремации в настоящее время со стороны верующих людей? Разгадка таится в нашей истории. Оказывается, кремация стала широко масштабно использоваться лишь в послереволюционное время и была частью советской атеистической кампании по внедрению гражданской обрядности. Кремация в наших широтах восходит не к заимствованиям из индуистских ритуалов и не является возвращением к гипотетическим погребальным ритуалам предков, славян-язычников. Это типично светский обряд, призванный заменить традиционные христианские похороны.

Уже в первые послереволюционные годы атеистической пропагандой популяризировалась форма кремация; достаточно вспомнить тогдашний лозунг «крематорий – кафедра безбожия». Лев Троцкий предлагал вождям Октябрьской революции завещать кремировать свои тела, что, как мы знаем, не было выполнено. С середины 1920-х гг. создавались даже добровольные общества «развития и распространения идей кремации в РСФСР» и были идейно близки Союзу безбожников. Интересно, что в региональных центрах, где по тем или иным причинам отсутствовали крематории, местные представители «Союза безбожников» требовали выделения специальных кладбищ для людей, отвергающих церковный ритуал.

К сожалению, самый крупный крематорий был открыт в 1927 г. на кладбище Московского Донского монастыря. Эта лишь малая часть тех фактов, которые указывают на то, что история кремации в России имеет сугубо светскую и атеистическую природу, идущую вразрез с господствующей церковной традицией.

Тем не менее, надо всегда помнить о принципе церковной экономии, о возможности столкновения с теми нравственными коллизиями, какими-то исключительными случаями, которые бы санкционировали кремацию воцерковленного усопшего. Все это актуально в наше непростое время пандемии…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий