К 85-летию расстрела епископа Яранского Нектария.
8 сентября 2022 года исполняется 85 лет со дня расстрела епископа Нектария (Трезвинского). Он прослужил в Яранске три месяца и двадцать дней. Вошел в историю как ревностный борец с обновленчеством. В статье рассказываем о периоде служения владыки в Яранской епископии.
Хиротония архимандрита Нектария (Трезвинского) во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии, состоялась 16 июня 1924 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Новоиспечённому епископу не суждено было выехать к месту служения из-за подписки о невыезде, поэтому он служил в храмах Петрограда до января 1925 года.
6 ноября 1924 года Яранский купец Михаил Алексеевич Чернышев отправился в Москву с целью доставить Патриарху Тихону письмо «от имени президиума приходского совета по настоянию духовенства Яранской епархии» с просьбой назначить в Яранск епископа. Патриарх не сразу удовлетворил просьбу просителей, возможно, из-за дефицита кадров, но скорее всего он искал человека, в котором мог быть уверен, что тот сможет дать отпор обновленцам в Яранской епископии. По мнению Патриарха Тихона, таким человеком был епископ Нектарий – ревностный, аскетичный, строгий и непримиримый по отношению к обновленцам.
Предшественником владыки Нектария на Яранском викариатстве был печально известный на Вятке епископ Сергий (Корнеев), который присоединился к обновленцам. За ним, как за временно управляющим Вятской епархией, последовало почти всё местное духовенство. Ситуация существенно изменилась в 1923 году, когда из заключения вышел Патриарх Тихон. На Вятскую кафедру он назначил епископа Авраамия (Дернова) и тогда обновленчество на Вятке начало терять силы. Только в Яранске ситуация не изменилась, судя по всему, из-за авторитета епископа Сергия, который тот заработал, будучи Яранским викарием. Святейший Патриарх возложил на епископа Нектария непростое послушание, ему предстояло собирать паству, которая долгое время пребывала без пастыря.
Владыка прибыл в Яранск в январе 1925 года. С первых дней он проявил себя, как ревностный архипастырь, поборник благочестия и ярый противник обновленчества. Настоятель Успенского собора города Яранска протоиерей Сергий Знаменский в марте 1925 года в рапорте Патриарху благодарил его за назначенного епископа. «Теперь мы видим, что такого первосвященника нам и подобает иметь. Он сразу исторг плевелы Сергия Корнеева», – докладывал священник. В своём рапорте он также отметил особую горячность нового владыки, охарактеризовав её, как ревность по Богу и делу душепопечения. О присущей епископу горячности также свидетельствовал ключарь собора Воскресения на Крови Петрограда протоиерей Никифор Стрельников в своём письме к владыке: «Не сомневаюсь, что вы ревностью о Господе, присущей вам, воспламените сердца верующих огнем благодатного спасительного горения».
На владыку посыпались жалобы. Архиерею рекомендовали не касаться в своих проповедях обновленчества, но владыка был непреклонен, молчать ему не позволяла христианская совесть. В своём послании к верующим он называл обновленцев раскольниками, а их таинства безблагодатными. Крайне суровой и резкой была его реакция на приглашение принять участие в обновленческом соборе 1925 года: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий т. н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафематствую».
Отец Сергий Знаменский 27 февраля 1925 года написал в рапорте Патриарху, что благодаря духовному водительству епископа Нектария и деятельности ряда мирян, Яранская епископия стала православной. Патриарх Тихон, получив рапорт, подчеркнул имена упоминавшихся подвижников. В резолюции он написал: «14 марта 1925 г. указанным здесь лицам изъявляю благодарность и призываю на них Божие благословение».
Важнейшем событием в яранский период жизни епископа Нектария стала его встреча с преподобным Матфеем, она произошла незадолго до ареста владыки. О своей встрече со старцем владыка упоминал на одном из допросов. Известно, что путь до починка Ерши, где жил преподобный, и обратно он преодолел пешком. Видимо поход к старцу он воспринимал как некое духовное делание, ради которого нужно потрудиться физически. В келье отца Матфея он провёл ночь, о сути их разговора сведений не сохранилось. В жизнеописании преподобного Матфея есть упоминание об этой встрече, там говорится, что старец предсказал владыке мученическую кончину, но документальных подтверждений этому нет. Так или иначе, эта встреча была важна для епископа Нектария, как и любой человек, он нуждался в поддержке опытного наставника, тем более, предвидя возможный исход своего архиерейского служения.
До 4 мая 1925 года владыка пребывал в Яранской епископии, он совершал богослужения, проповедовал, объезжал приходы, занимался просветительской и кадровой деятельностью. Современник владыки протоиерей Сергий Знаменский характеризовал его, как блюстителя церковного устава, любителя длинных служб и неустанного проповедника.
Сохранился текст послания епископа Нектария к пастве от 10 апреля 1925 года, в нём он обличал прихожан, пишущих кляузы на духовенство. Архипастырь был уверен, что в их основании лежат личные счёты, а не реальные проблемы. Прихожан архиерей призывал покрывать недостатки священников христианской любовью. Священников наставлял своим поведением не соблазнять верующих. «Будьте как светильники, распространяя свое благочестие и свет Христов среди современного человечества», – обращался владыка к духовенству. В непростое для Церкви время он призывал верующих сплотиться в одну большую и дружную семью. В завершении послания он строил планы на будущее, но этим планам не суждено было сбыться. Его арестовали в городе Котельниче перед посадкой в поезд 5 мая 1925 года. Арест не был запланирован, его задержали без ордера. Постановление об аресте датировано 8 мая. Владыку обвиняли в агитации против Советской власти и создании в Яранске «монархического центра». Свою виновность епископ отрицал.
30 июня владыке Нектарию было вынесено обвинительное заключение, состоящее из 10 пунктов. Самым неказистым был последний, в нём говорилось, что владыка с разрешения Патриарха пытался предать анафеме всех неверующих. Архиерей ответил на это обвинение, подчеркнув, что не мог и помыслить о подобном, а если бы обратился с такой просьбой к Патриарху, тот счёл бы его умалишённым.
После обвинительного заключения последовало постановление о переводе епископа в Вятский изолятор спецназначения. Находясь под арестом, владыка не забывал о своей пастве, из тюрьмы он направил обширное послание к верующим Яранского викариатства, в котором со свойственной ему горячностью обличал обновленческих епископов и призывал верующих оставаться верными Православной Церкви.
Приговор владыке вынесли 13 ноября 1925 года. Его ждала трёхлетняя ссылка в Соловецкий концлагерь, куда он был отправлен этапным порядком. В воспоминаниях о Соловках священника Павла Чехранова есть сведения о том, что епископ Нектарий участвовал в пасхальном богослужении 1926 года. Он назвал владыку «благодушнейшим епископом» и отметил, что из всей лагерной братии только он и архиепископ Иларион (Троицкий) согласились на проведение пасхальной службы в недостроенной пекарне.
Архипастырская деятельность епископа Нектария в Яранске завершилась арестом и ссылкой. За месяцы, проведённые в Яранске, он смог объединить верующих. Благодаря активной разъяснительно-просветительской работе, которую проводил он и его помощники, обновленчество в Яранске начало терять свои силы. Таким образом, он оправдал надежды Патриарха Тихона, исполнив по мере сил и возможностей, возложенное на него послушание.
Жизнь епископа Нектария круто изменилась в 1928 году. На Соловках он примкнул к «правой» оппозиции и порвал церковное общение с митрополитом Сергием (Страгородским). Епископ Нектарий был противником антирелигиозной политики Советской власти и считал её влияние на Церковь губительным.
Поселившись в Казани после освобождения из лагеря, владыка начал обрастать последователями, при этом он не считал себя оппозиционером, диссидентом и, тем более, раскольником. Владыка называл себя православным епископом, верным Христу и Церкви, которому небезразлична её судьба.
Документ, принятый Священным Синодом 26 декабря 1995 года, признал духовенство «правой» оппозиции, считавшее главой Русской Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), не отделившимся от Церкви. «Я принадлежу к числу духовенства Тихоновской ориентации, так как только Патриарха Тихона считаю каноническим главой Православной Церкви. Теперь же после смерти его временно подчиняюсь митрополиту Петру, хотя законным преемником Патриаршего престола считаю митрополита Казанского Кирилла», – говорил владыка.
Значение личности епископа Нектария (Трезвинского) особенно велико в контексте «правых» разделений в Русской Церкви, а также в контексте гонений. Многие сторонники «правой» оппозиции, принявшие мученическую смерть, сегодня канонизированы. Однажды избрав путь служения Христу, епископ Нектарий шёл им до конца, это стоило ему свободы и жизни, его расстреляли 8 сентября 1937 года. В Яранске ещё долго хранили память о епископе-мученике.