Ах, если бы ты знал, что ожидает душу… А Россия всегда будет славна! (Преподобный Серафим)
Святые отцы, как мы читаем в житиях, очень часто своим чадам говорили о жизни вечной, но больше не об адских муках, а о рае, так как их состояние души было подобно раю. Они претерпевали многое и знали цену смирения и терпения.
Например, преподобный Серафим Саровский говорил:
Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидают душу праведного на небесах, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением, и если бы самая эта келия наша
(при этом он указал на свою келию)
была полна червей, и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, какую уготовал Бог любящим Его. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания; там сладость и радость неизглаголанные; там праведники просветятся, как солнце.
Но и рай надо ещё нам заслужить, или как говорили отцы — заработать, а именно, очистив душу от греха. Одно из главных средств побеждения своих страстей — молитва. Потому что человеку без молитвы, обращений ко Господу, самостоятельно трудно будет спастись. И в наше время часто звучат слова о том, как трудно молиться и исполнять правило, когда кругом шум, гам, все отвлекают.
Многие, кто приходили к батюшке Серафиму ещё и тогда жаловались на то, что в миру им тяжело соблюдать молитвенное правило, а особенно, когда присутствовал тяжёлый труд, усталость водила с ног. Тогда преподобный завещал всем творить следующее правило:
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню: „Отче наш“ трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: „Богородице Дево, радуйся“ – также трижды, и наконец символ веры: „Верую во единаго Бога“ – единожды.
И преподобный добавил, что чем бы человек в течения дня не занимался, то может творит и Иисусова молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго или грешную».
Если же работа или занятие предполагают большое количество людей и многа шума, то можно кратко молиться: «Господи помилуй». И так до обеда можно и трудиться и молиться, вот они два главных крыла христианина.
А перед обедом снова повторить утреннее правило.
После обеда нужно творить следующую молитву:
Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
Если же случиться быть в уединении, то:
Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго или грешную.
А отходя уже ко сну, преподобный Серафим советовал так:
«Всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, то есть трижды „Отче наш“, трижды „Богородице“ и однажды символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
Если же и это малое правило, по каким-то причинам не удается человеку исполнять, то батюшка Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже на постели, помня слова Господа: «всякий, кто только призывает имя Господне, спасется» (Иоил. 2, 32; Рим. 10, 13).
Главное, конечно же, не кривить душой и стараться все же исполнять правило, тем более оно малое.
А кто располагает временем больше, чем какое требуется на это правило и, вдобавок, он человек грамотный, тот пусть к этому присоединит и другие душеполезные молитвословия и чтения, как то: чтение нескольких зачал из святого Евангелия и Апостола, чтение канонов, акафистов, псалмов и разных других молитв. Читая же, пусть благодарит он Господа со всяким смирением и за то, что имел время принести Ему в жертву и еще нечто из священных плодов. Таким путем христианин мало-помалу может подниматься на верх христианских добродетелей.
— наставлял преподобный Серафим Саровский.
Что касаемо достоинства малого правила преподобного Серафима, то он сам толковал об этом так:
«Держась такого правило, можно достигнуть меры христианского совершенства; ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая – как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая – принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа. Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры».
Постараемся исполнять это малое правило и с Божью помощью, молитвами преподобного Серафима, будем идти спасительным путем.
О временах, в которые довелось тогда жить, да и сейчас, в принципе это можно отнести к нашим дням, преподобный говорил:
«Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневляем Господа и нехранением святых постов; ныне всякий пост, среды и пятницы не сохраняют, а Церковь имеет правило: нехранящие святых постов всего лета среды и пятницы много грешат. Но не до конца прогневается Господь, паки помилует. У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют.
Радость моя! Мне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно.
Господь сказал Своими пречистыми устами: „О дне том и часе никтоже весть: ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един. Яко же бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческого. Яко же бо бяху во дни прежде потопа: ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, донележе вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческого“ (Мф. 24, 36–39)».
Слава Богу за всё!
Всем крепости духа и веры!