Блаженная Феоктиста — маленькая старушка с добрейшими глазами.
«Эта раба Божия в меру Антония Великого, я бы рад был день и ночь пребывать у ее ног». Так говорил про бл. Феоктисту протоиерей Митрофан Бучнев, впоследствии ставший новомучеником.
Все дальше в прошлое отходят те годы, когда на улицах Воронежа можно было встретить эту маленькую старушку с добрейшими глазами. Она шла частыми мелкими шажками, в огромных ботинках, надетых правый на левую, а левый на правую ногу, незашнурованных и неизменно разрезанных сзади, так что они спадали при ходьбе и в то же время натирали ноги. Ходила намеренно по лужам, всегда в пальто нараспашку — в любую погоду. В руке – неизменная палка с наконечником, просто сук, которым она, проходя, закрывала окна. Верующие знали, что это юродивая, а для мира она была просто дурочкой.
В Воронеже ее знали как Феоктисту Михайловну, а в Новочеркасске, где блаженная часто бывала, странствуя по городам и весям, все звали ее Анфисой.
Во многих благочестивых семьях ее радостно принимали, ее духовную мудрость ценили архиереи и священники, к ее советам прислушивались, ее молитв просили люди ученые, в то время как уличные мальчишки дразнили и бросали в нее камнями. Но блаженная все со смирением переносила и молилась за своих обидчиков.
После гибели мужа в русско-японскую войну она провела несколько лет странствуя по святым местам, а затем приняла монашеский постриг в Покровском девичьем монастыре г. Воронежа. В постриге Анфиса получила новое имя «Феоктиста», что значит «Богом созданная» (вместо прежнего имени, означавшего — «цветущая»).
Уже в Покровском монастыре проявились ее духовные дарования.
В монастыре старица прожила до самого его закрытия в 1929 г., но в последние годы пребывания в обители образ ее служения Богу изменился: она приняла на себя тяжкий подвиг юродства. По свидетельству очевидцев, это произошло вскоре после событий 1917г., в период гражданской войны и начала гонений на Церковь. Перед выходом на этот подвиг матушка ненадолго покинула обитель, чтобы у святых мест испросить у Господа благословения на новое служение…
Часто можно было видеть Феоктисту Михайловну вместе с другим воронежским блаженным – Максимом Павловичем. Он был моложе ее. Одна щека подвязана платком с торчащими кверху концами, как будто зубы болят. В городе, погруженном во мрак обновленчества (к 30-м г.г. в Воронеже оставалась только одна действующая православная церковь), эти два человека, несшие подвиг юродства, были не угасавшими светильниками, поддерживающими дух благочестия.
— Фроська, жизнь надо держать! Держать надо жизнь! — грозно говорил Максим Павлович, постукивая палочкой.
И держали эти два юродивых духовную жизнь многолюдного города, поддерживая благочестие, укрепляя в вере, вразумляя, обличая или утешая…
Праведной старице было открыто об испытаниях, ожидавших Русскую Церковь. Так однажды приходит блаженная в покои архиепископа Тихона (Никанорова) и ложится на его кровать в одежде и ботинках. Келейница спрашивает, что все это значит. А блаженная отвечает: «А тут все равно грязнее грязного будет!» Поднимается и уходит. Впоследствии в этой келье жил милиционер. Сам же архиепископ Тихон 9 января 1920 года (н/ст) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора Митрофановского монастыря.
В церкви блаженная иногда начинала буянить, валить наземь подсвечники — как выяснилось, было это перед засильем «живоцерковников», повлекшим отступление части священно-служителей от чистоты Православия (падение «светильников»), о чем угоднице Божией, вероятно, было открыто.
Часто можно было видеть матушку Феоктисту с руками, полными булок и батонов, которые она покупала на базаре и потом раздавала тут же. Булочники зазывали матушку, чтобы она купила у них булки,— говорили, что у кого она купит, те распродадут весь свой товар с особо быстро. Извозчики тоже любили блаженную и просили сесть в их повозку, также веря, что это принесет им счастье.
Матушка говорила: «Я народ кормлю, надо кормить», — и действительно кормила духовно и телесно, всегда отзываясь на людскую скорбь и нужду. А горя в те годы было особенно много.
Была она великой молитвенницей. Видели даже, что матушка во время молитв поднималась на воздух. Особенно чутко относилась она к страданиям детей, молилась о них с особой любовью.
Еще в молодые годы Феоктиста Михайловна начала странствовать– «ходить по дорогам», как она сама говорила. В дороге блаженная Феоктиста всегда молилась. А еще ей было открыто, в каком доме нуждаются в ее помощи, — туда она и направлялась в первую очередь.
Господь судил блаженной Феоктисте в годы лихолетья стать сподвижницей наших новомучеников, их помощницей, сомолитвенницей, поддерживавшей их на крестном пути исповедничества.
За высоту духовной жизни блаженную Феоктисту почитал сщмч. Петр (Зверев). Блаженная постоянно навещала его в домике вблизи Алексеевского монастыря, причем проходила прямо в его келию и садилась на кровать, где ждала, пока Владыка принимал людей, во множестве приходивших к нему.
В письмах из Соловецкого лагеря священномученик Петр вспоминал воронежскую подвижницу, просил ее святых молитв: «За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны».
После революции в Воронеже сложилась крепкая духовная община, подобная московской общине праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых. Эта община была основана известным воронежским подвижником, впоследствии и новомучеником, протоиереем Митрофаном Бучневым. Отец Митрофан благоговел и считал себя ее послушником. О матушке Феоктисте он говорил: «Эта раба Божия в меру Антония Великого, я бы рад был день и ночь пребывать у ее ног».
Встреча с блаженной Феоктистой во многом определила дальнейший жизненный путь молодого врача Николая Овчинникова, жившего с нею по соседству. Он часто посещал блаженную, причем в беседах с ним она говорила: «Какой ты врач – ты поп». Через много лет Николай Овчинников действительно принял священный сан, а в конце жизни — великую схиму с именем Нектарий.
В последние годы матушка стала заметно слабеть. Ее мучили приступы сильного кашля, худенькая фигурка уменьшалась на глазах. Ходила она по–прежнему во всякую погоду, в дождь и мороз. Бывала у многих, многим помогала, многих утешала — и не имела постоянного пристанища. Зимой 1940г. матушка велела проводить ее к знакомым на Чижовку. Очевидно, ей было открыто о скорой кончине. Скончалась старица ночью с 5 на 6 марта 1940г. В гробу она лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей.
Хоронили ее в субботу, 9 марта 1940 г. на Придаче, в ясный, солнечный день, а в 1961 г. останки блаженной старицы были перенесены на новое Левобережное кладбище («Баки»). Службу при перезахоронении совершал прот. Николай Овчинников, которому блаженная некогда предрекла священство.
16 сентября 2009г. в ожидании прославления воронежской подвижницы в лике святых ее честные останки перенесены на кладбище Алексеево-Акатова монастыря.
И ныне блаженная Феоктиста приходит к нам зримым и незримым образом, подает помощь в душевных и телесных нуждах.
И нас Господь сподобил уже дважды побывать на могилке блаженной Феоктисты. Там всегда есть люди… Кто-то молится, склонив колени, и шепчет старице про свои беды и нужды, оставляют записочки с просьбами. (Камень на могилке уже местами стал отшлифованным от людских рук.) А кто-то рядом сидит на скамеечке и тоже мысленно пребывает в общении с блаженной. Все кто приходит к могилке с верой, получают утешение и помощь, бл. Феоктиста помогает. Монастырь собирает свидетельства помощи старицы в наши дни.
Я тоже получила помощь и утешение от блаженной Феоктисты, как-нибудь соберусь с мыслями и оформлю в статью.
Житие блаженной мне очень напоминает жизнь блаженной Ксении Петербургской, много сходств. Вы как считаете, похоже?
Благодарю, что дочитали до конца. Не забывайте ставить «пальчик вверх», чтобы статья стала доступна и для других пользователей.
Всем помощи Божьей во всем! Храни Господь!