Преподобный Андроник (1889–1973). Духовные наставления.
◊ Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.
◊ Уста твои да говорят всегда правду.
◊ Не ропщи и не позволяй себе оскорбить кого-либо. Если кто укорит тебя в каком-нибудь грехе, которому ты не причастен, смири себя перед укорившим и наследуешь нетленный венец.
◊ Наблюдай за помыслами, потому что для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды на спасение; напротив же, те, которые не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога.
◊ Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори, что это случилось со мной за грехи мои.
◊ Злоба злобы не уничтожает, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.
◊ «Помни последняя своя и во веки не согрешишь». Пока жив, спасайся, время не теряй, плачь, молись, смиряйся, будь готов и знай, что когда оставишь свет, будешь позван на ответ.
◊ Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись.
◊ Хранящий в душе своей памятозлобие подобен тому, кто хранит огонь в соломе.
◊ Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но собственной славы ищем.
◊ Превосходнейшая из добродетелей – никого не презирать.
◊ Если желаешь получить Царство небесное, возненавидь все земные имения, потому что если будешь сластолюбив, сребролюбив, то невозможно жить по Богу.
◊ Злое похотение извращает сердце и изменяет ум. Удаляй его от себя, чтобы не огорчился в тебе Дух Святой.
◊ Помышляй всегда и говори себе, что не останусь в этом мире дольше этого дня, и не будешь согрешать. И днем, и ночью болезнуй о своих грехах.
◊ Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая ее, и за все, случающееся с вами, благодарите Бога.
◊ Никого, ни по какой причине, не обличай в его недостатках.
◊ Люби смирение. Оно покроет тебя от грехов. Будь готов отвечать «прости меня» на всякое слово, которое услышишь, потому что смирение разрушает все козни врага.
◊ Не нарушай посты иначе, как по величайшей болезни.
◊ Не страшись бесчестий, наносимых человеком.
◊ Не умножай слов, многословие удалит от тебя Дух Божий.
◊ Не возвышай голоса. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание; если понадобится тебе обратиться к ним с чемлибо, тогда скажи им об этом коротко, со смирением.
◊ Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков, и стяжешь жизнь вечную.
◊ Люби бесчестие более, нежели почести; люби телесные труды более, нежели упокоение тела; люби ущерб более, чем приобретение.
◊ Великое дело – научиться молчанию. Молчание – подражание Господу нашему, Который «ничтоже отвеща, яко дивитися Пилату» (Мк. 15, 5).
◊ Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия; зависть и рвение живут в нем.
◊ Вспоминай о геенне и ненавидь дела, влекущие в нее.
◊ Приготовляйся предстать Ему – и будешь творить волю Его.
◊ Во всякой погрешности приноси покаяние – и не подвергнешься недоумению в час смерти.
◊ Кто ищет славы Божией, тот старается уничижить в себе всякую нечистоту.
◊ Не надейся на крепость свою, и помощь Божия всегда будет содействовать тебе.
◊ Постоянно совещайся с отцами – и всю жизнь свою проведешь спокойно.
◊ Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача. Если тебя кто прославляет и ты принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия. Если скажут о тебе что-то несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
◊ Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Кто осуждает грешников, тот разрушает в себе покаяние.
◊ Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоречие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость – это главные ветви зла. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос. Это те ветхие мехи, в которые не вливается вино новое; это те пелены, которыми обвязан был Лазарь; это бесы, посланные Христом в стадо свиней; это ветхий человек, которого повелевает апостол христианину совлечь с себя; это волчцы и терния, которые начала извергать Адаму земля после того, как он был извергнут из рая.
◊ Старец Андроник, когда его спрашивали, что делать, если меня раздражает тот-то, обижает этот, отвечал: «Не видь, не слышь». Этим он призывал обратить внимание на себя, начать с себя, в себе увидеть причину духовной слабости. Старец говорил, что нет хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия, ибо через нее светлые ангелы сделались бесами. Так же и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона, чего он боится, он ответил: «Смирения». Богу приятнее смирение грешника, чем гордость праведника. На вопрос, что должен делать монах в своей келии, отец Андроник отвечал: «Плакать. Посади дерево, не поливай – оно засохнет. Так и монах, сидя в келии, к молитвенному правилу должен добавить слезы. Под деревом разумею молитву, а под поливанием – слезы, которые надо просить у Господа: „Даждь ми слезы и память смертную“. Иначе нас ожидает ад». На вопрос о том, что есть страх Божий, старец сказал: «Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми».
◊ У келейника отца Андроника сохранилась тетрадь, в которой старец делал выписки из прочитанного. Судя по дате, он начал ее в то время, когда был назначен благочинным. В этой тетради есть большие выписки из Евангелия, Апостола, краткие изречения святых отцов, слова псалмов, которые были ему особенно по душе.
1. «Знай себя и будет с тебя».
2. «Сон моея лености ходатайствует души моей муку».
3. «День и ночь молиться надо».
4. «Книги читаем, а сами не исполняем. Горе нам, если внезапная смерть настигнет».
5. «В церкви не говори».
6. «В молитве надо просить: „Господи, даждь ми слезы и память смертную“, иначе ад нас ожидает».
7. «Возлюби труд и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога».
8. «Приятнее Богу смирение грешника, чем гордость праведника».
9. «Понуждай себя в рукоделии и будет обитать в тебе страх Божий».
10. «Не тщеславься и не смейся».
11. «Что в юности посеешь, то в старости пожнешь».
12. «Не подражай фарисею, который все держал напоказ».
13. «Да не возглаголют уста твои дел человеческих».
14. «Спи мало, в меру, и будут наблюдать за тобою ангелы».
15. «Если хочешь обрести покой в этом и будущем веке, то при всяком случае говори: „Кто я?“ И не осуждай никого». Авва Пимен.
16. «Боюсь трех вещей: когда умру, как умру и где обрящусь».
17. «Пред небом и землей мы должны отдать Богу ответ во всей жизни, а ты смеешься…»
18. «Люби более молчать, нежели говорить, ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает». Авва Исаия.
19. «Старчество наше состоит в том, чтобы человек обуздал язык свой». Авва Тимофей.
20. «Монах, не удерживающий языка своего во время гнева, никогда не удержит своих страстей».
21. «Всяким хранением блюди каждый свое сердце». Авва Геронтий.
22. «Монах должен носить такую одежду, которую никто не взял бы, если бы выбросить ее из кельи». Авва Памва.
23. «Если желаешь Царства небесного, презирай богатство и ищи воздаяния Божия». Авва Исидор.
24. «Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив». Авва Исидор.
25. «Простота и немечтание о себе очищает от злых помыслов». Авва Исаия.
26. «Если кто обращается с братом с хитростью, не минует печали сердечной».
27. «Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему».
28. «Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют, иначе не будешь уметь успеха». Авва Пимен.
29. «Не монах тот, кто жалуется на свой жребий. Не монах тот, кто воздает злом за зло. Не монах тот, кто гневается». Авва Пимен.
30. «Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям». Авва Пимен.
31. «Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом».
32. «Старец сказал, что если дерево не будет колебать ветер, то оно не будет расти и не даст корней. Так и монах, если не будет терпеть искушений, не станет мужественным».
33. «Много значит молиться без развлечения, а еще более – петь без развлечения».
34. «Малодушие и порицание кого-либо в мысли не позволяет человеку видеть свет Божественный».
35. «Старец сказал, что начало спасения – познание самого себя».
36. «Любовь славы человеческой рождает ложь». Авва Исаия.
37. «Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем».
38. «Старца спросили: „Почему так восстают против нас демоны?“ Он ответил: „Потому что мы отвергли наше оружие: бесчестие, смирение, нестяжательность и терпение“».
39. «Старца спросили: „Что такое смирение?“ Он сказал: „Когда согрешит против тебя брат твой и ты простишь ему прежде, нежели он перед тобою раскается“».
40. «Старцы говорили: „Когда мы не имеем брани, тогда должны смиряться, ибо Бог, зная нашу немощь, охраняет нас.
А если будем хвалиться этим, то отнимется у нас охранение и мы погибнем“».
41. «Если тебе действительно явится ангел, не принимай, говоря: „Я, живущий в грехах, не достоин видеть ангела“».
42. «В чем преуспевание духовное? – В смирении. Насколько кто смирился, настолько преуспел».
43. «Чистота сердца доказывается нерассеянною молитвою».
44. «Мир души от повиновения сил ее уму».
45. «Душевный пост состоит в отвержении попечений».
46. «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего». Авва Моисей.
47. «Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему». Авва Пимен.
48. «Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его». Авва Феодор.
49. «Кротость является в терпении».
50. «Все, что выше сил – от бесов». Авва Пимен.
51. «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой».
52. «Страх Божий хранит человека от греха».
53. «Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле». Авва Пимен.
54. «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой».
55. «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Авва Пимен.
56. «Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца».
57. «Страсти рождаются от нерадения».
58. «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти».
59. «Где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление». Авва Пимен.
60. «Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира».
61. «Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое».
62. «Любяй же неправду, ненавидит свою душу».
63. «Необходимо заботиться о стяжании духовного делания («умной молитвы»)».
64. «Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее».
65. «Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души».
66. «Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично».
67. «Если ты не смиришься, то Я смирю тебя», – сказал Господь.
68. «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, – празднословие».
69. «Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потом вскоре оставленному».
70. «Венец монаха – смиренномудрие. Злословие есть смерть души». Авва Ор.
71. «Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих».
72. «Телесные труды охраняют человека от врагов его: грехов и демонов».
73. «Во всем себя принуждать – путь Божий».
74. «Какое дело монаха? – Рассуждение!»
75. «Нет ничего хуже осуждения»,
76. «Послушание бывает за послушание. Кто Бога слушает, того Бог послушает».
77. «Люби смирение, и оно покроет тебя от грехов».
78. «Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов твоих».