Сегодня человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды — Свт. Николай Алма-Атинский.
Чем больше благ у человека, тем больше он недоволен, более избалован. Но самое страшное, что Господь за эту неблагодарность терпит нас. А что же страшного? То, что мы не знаем как повернется наша жизнь в будущем… Господь терпит, но Он и спасения нам желает, а значит пошлет испытания. Устоим ли?
Один мужчина пару лет назад активно писал, что живёт как в блокаду, при этом не знал даже что это такое. Да и питание у него было, и кров… Но недовольство и желание бо́льшего брало верх. И вот спустя пару лет, теперь в дни потрясений он вдруг ужаснулся, и пишет, что Господь оказывается слышит наши недовольства и может показать, что есть блокада на самом деле и все это за неблагодарность в малом. Он ощутил все это на себе теперь и раскаялся. Это наглядное свидетельство того, как мы можем прогневить Бога.
Уж очень много мы недовольны стали…
Святитель Николай Алма-Атинский говорил:
А вы подумайте, что будет, если человек всю жизнь станет проводить в неге и довольстве, в окружении близких и родных людей? Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему. Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды.
И мы можем обнаружить эти качества сегодня и в себе, если не станем самооправдываться. Удобства этого мира делают из человека потребителя, который никак не может насытится благами цивилизации. Всегда мало и все обязаны.
Владыка Николай ещё в годы Великой Отечественной говорил:
Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость.
Нам же ждать не хочется, нетерпение скорбей и неудобств сразу слетают с языка и гнев охватывает душу. Да даже просто отключили воду из-за аварии, а мы рвем и мечем, порой, что нам обязаны… Нет даже и мысли, что кто-то ради нас на морозе чинит эти трубы. И опять никакой благодарности. Молитвы ко Господу о том, чтобы Он помог этим людям, которые на морозе, даже не произнесем. Но при этом говорим, а что мы, в чем согрешили? Мы только желаем всем добра… Хотя на самом деле самообманываемся.
Святитель говорит:
Подумайте, други мои, как просто и легко получить от Господа милости и прощение: ты оказал милость ближнему – Господь явил тебе Свою богатую милость; ты простил своему ближнему один грех, одну обиду, – тебе Господь простит за сие бόльшие и многие грехи твои. Некоторые говорят, что смирение – это признак слабости характера, что человек будто бы должен иметь собственное достоинство. Но высшее проявление собственного достоинства и есть именно смирение. Самые богатые, мудрые, образованные люди не имеют той нравственной силы, которую Господь дает смиренным. Бог кому противится? Гордым. А смиренным дает благодать. Господь всегда поможет в любой беде, если вам нужно избавиться от этой беды, а если нужно терпеть беду, то надо терпеть – на все воля Божья.
Как нам важно мягче быть и относиться друг к другу с любовью. Иногда даже хочется себе уже сказать: — А не устал ли ты от этой вечной нервотрёпки, которая затянула весь мир? Не устал быть гневливым и унылым?
Нужно всего себя стараться отдавать на Промысл Божий и творить добрые дела во Славу Божию!
Владыка так и говорит:
Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги. А если мы ходим в церковь, постимся, но при этом ссоримся, завидуем, осуждаем, даже клевещем друг на друга и на духовных отцов наших, то понесем за это двойное наказание. Не упускайте же случая, никогда не упускайте сделать добро. Дела милости духовной – утешить скорбящего, подать добрый совет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения. Всякую милостыню, под видом человека, принимает Сам Господь наш Иисус Христос, и это мы знаем совершенно точно.
Владыка особенно говорил об исповеди. К сожалению, чаще всего она у нас нечистая:
Нечистая исповедь – вот корень всех наших бед. А почему? Потому что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам не до Него.
У нас не до конца ещё присутствует ощущение, что сегодня на исповеди, возможно, стоим в последний раз. От того она и холодная, формальная… А ведь Господь, может последний раз даёт эту возможность покаяться…
И Владыка наставляет:
На исповеди для христиан не должно существовать никаких обстоятельств, которые оправдывали бы совершенный грех. Грех есть грех. Ты совершил его добровольно, и, осознав свое падение, освобождайся от греха чистосердечным раскаянием. И только так! Никогда не впадай в уныние, если снова упадешь, не устояв в добродетели. Имей мужество сразу подняться и снова бороться с грехом покаянием. Сколько раз упадешь, столько раз и поднимайся.
Священноисповедниче отче Николае, моли Бога о нас!
На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года митрополит Николай (Могилевский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской как исповедник.
Мощи святителя Николая были обретены 8 сентября 2000 года. Ныне они находятся в Никольском соборе города Алма-Аты.