ЖИЗНЬ И ПРОРОЧЕСТВА АФОНСКОГО СТАРЦА

ЖИЗНЬ И ПРОРОЧЕСТВА АФОНСКОГО СТАРЦА: 25 ЛЕТ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.

Жизнь и пророчества афонского старца: 25 лет памяти преподобного Паисия Святогорца

Житие старца Паисия Святогорца – важный пример, наставление и предупреждение для всех православных христиан XXI века

Русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что одна треть турок станет христианами, одна треть погибнет и одна треть – направится в Месопотамию. В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения.

В конце ноября 2015-го, когда турецкая авиация сбила российский военный самолёт Су-24 и мир оказался на грани чудовищного конфликта, многие православные христиане вспомнили эти слова, пророческие предостережения афонского старца Паисия Святогорца, произнесённые им несколько десятилетий назад. В те дни в России и Турции, а также в Греции и многих других странах мира сотни миллионов людей осознали шаткость и лёгкость наших временных «царств», которые ещё ветхозаветный пророк Даниил предсказал вавилонскому царю Валтасару.

Но четыре года назад мудрость русского и турецкого лидеров оказалась выше военно-политических провокаций. Подобно тому, как жители древней Ниневии, услышав предсказания пророка Ионы о скором разрушении их города, раскаялись, и эти пророчества не сбылись, так и в наше время серьёзного конфликта между Россией и Турцией удалось избежать. Конфликта, который вполне мог привести к самым страшным последствиям на всём евразийском континенте.

Но кто же был тот современный Иона, чьи предостережения современному миру не теряют актуальности и сегодня? Особенно, когда пагубные либерально-обновленческие тенденции начали всё шире распространяться не только в западном христианстве, но и в Православии. О чём, к слову, этот афонский старец тоже предупреждал:

К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры. Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдёт отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь».

Всё это – преподобный Паисий Святогорец, наш современник. Со дня его блаженной кончины, наступившей в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1994 года, прошло всего 25 лет, но уже в январе 2015-го старец Паисий был причислен к лику святых и очень скоро был внесён в святцы (православный календарь) Русской Церкви. Исключительный случай. Обычно от кончины христианского подвижника до его прославления проходит по меньшей мере несколько десятилетий, но здесь святость преподобного была несомненна для всех, кто знал его лично, и тех, кто не знал, но по его молитвам получал помощь и исцеления.

Так, ещё задолго до земной кончины отца Паисия знали и почитали во всём православном мире. И особенно в России, которую этот афонский подвижник особенно любил. И русские православные христиане всегда отвечали ему тем же: ещё до канонизации старца во многих домашних иконостасах можно было встретить его изображение. Обычную фотографию монаха в простой иноческой скуфейке с пронзительным, немного строгим, но лучащимся особой теплотой и лёгкой грустью взглядом.

Особенно почитают старца Паисия в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Исследователь и популяризатор наследия преподобного игумен Киприан (Ященко) вот уже несколько лет осуществляет программу «Преподобный Паисий Святогорец: прославление и просвещение», в рамках которой вышли 7 серий фильма о святом, его житии, деяниях и наследии. Наследии, актуальном как в духовно-нравственном, так и в политическом отношениях, а потому требующем внимательнейшего изучения.

Путь на Святую гору

Жизненный путь будущего старца начался в 1924 году в малоазийской Каппадокии. Эта местность в древности прославилась тем, что именно отсюда в первые христианские века вышло множество святых, включая Великих каппадокийцев – Святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Уже в XI столетии от Рождества Христова сюда проникли сельджуки и началась исламизация этих земель, однако вплоть до первой четверти XX века в Каппадокии проживало немало христиан: греков и армян.

До активизации националистов-младотурков в Османской империи сохранялись относительная веротерпимость и отсутствие межэтнической вражды. Всё радикально изменилось с началом Первой мировой войны: геноцид армян 1915 года – лишь самая яркая, кроваво-алая страница этнической истории тех лет. Пострадали и турки, в итоге лишившиеся своей многовековой империи, и греки, также подвергшиеся, хотя и в меньшей степени, геноциду.

Более того, в результате греко-турецкой войны 1919 – 1922 годов состоялся принудительный обмен населением Греции, Турции и Болгарии. Миллионы людей, как христиан, так и мусульман покинули места, где жили десятки поколений их предков.

Так, практически все греки были вынуждены покинуть Малую Азию, включая колыбель восточного христианства Каппадокию (после 1924 года на территории Турции православным грекам разрешалось проживать только в границах старого Константинополя и на эгейских островах Имброс и Тенедос). В греческой историографии эти события именуются «Малоазийской катастрофой».

Итогом этой катастрофы для простой греческой семьи Евлампии и Продромоса Эзнепидисов, у которых 7 августа (по новостильному гражданскому календарю) 1924 года родился сын Арсениос (Арсений), будущий старец Паисий, стало их вынужденное переселение в маленький городок Коницу на Севере Греции близ албанской границы. А вместе со своей паствой отправился и известный старец тех лет, ныне также прославленный в лике святых преподобный Арсений Каппадокийский. Именно он крестил младенца Арсения и предсказал ему монашеское будущее. Вот как описывает эти годы Житие преподобного Паисия:

Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и одновременно с этим старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа.

А между тем как итог Второй мировой войны началась кровопролитная гражданская война между просоветскими повстанцами и прозападными правительственными войсками. Будущего старца призвали в действующую армию, где он три с половиной года служил радистом, не проливая братской крови, но учась смирению и послушанию, проявить которые ему в полной мере довелось уже совсем скоро.

Вскоре после демобилизации, в 1950 году, Арсений Эзнепидис ушёл на Святую гору Афон, где стал послушником геронды Кирилла, будущего игумена афонского монастыря Кутлумуш. Начался путь к старчеству.

ОТЕЦ ПАИСИЙ В МОЛОДОСТИ.  ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Через испытания к спасению

Житие монаха – не биография политического деятеля. Оно не изобилует множеством публичных встреч и заявлений. Того, что мы именуем «мероприятиями». Но оно поистине «событийно», подлинно сопричастно дарованному Богом бытию. В ежеминутном молитвенном общении с Господом, в несении чужих тягот, в смирении и послушании.

Таково Житие и старца Паисия Святогорца, в 1954 году постриженного в рясофор, а в 1957 году принявшего малую схиму с именем в честь Святителя Паисия Кесарийского в известном своим консерватизмом афонском монастыре Эсфигмен. А в 1958-м вернулся в места своего детства, где возродил монастырь Рождества Богородицы, также известный как Стомион.

Здесь он активно проповедовал, успешно противопоставив православную проповедь активно распространявшейся в то время протестантской пропаганде. А с 1962 по 1964 год – подвизался на Синае.

Как впоследствии вспоминал старец Паисий, Сама Богородица указала ему этот путь:

Я попросил Матерь Божию, чтобы Она Сама показала мне место, куда идти. И Она сказала мне: «Иди на Синай».

Здесь, в египетской пустыне старцу довелось сразиться с бесовскими силами. Не именуя имени нечистого вслух, он шутя называл его «тангалашкой». Но смешного было мало, это только многим из нас кажется, что враг рода человеческого – это нечто из голливудских «страшилок». В реальности всё куда страшнее, неописуемо страшнее.

Так, в Житии преподобного Паисия есть рассказ о том, как одна девушка, впоследствии ставшая монахиней, спросила старца:

– Дедушка, а вы его видели?

– Да! Знаешь, какой он «красивый»! Насколько велика любовь Господа, не позволяющая увидеть дьявола! Умерло бы всё человечество со страха!

А о своей духовной борьбе с врагом рода человеческого говорил так:

Диавол действительно преображается в человека, в животное и тому подобное. Он действительно осязаем. Это некая иная сущность, которой мы не знаем. Ты видишь его, осязаешь его, связываешь его молитвой, и он тут же исчезает прямо на твоих глазах.

Прожив два года в знаменитом синайском монастыре Святой Екатерины, ещё относительно молодой отец Паисий проявил высочайшую аскезу. Поселившись в маленькой келье в башне, в которую ранее селили ссыльных, он тут же выкрутил электрическую лампочку и убрал с кровати матрас. А затем ушёл в пещерную келью святой Епистимии, где питался только чаем с сухарями.

МОНАШЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ НА СИНАЕ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

В 1964 году отец Паисий вернулся на Афон и поселился в скиту Иверского монастыря. Тяжело больным: открылась астма, приведшая к тяжелейшей лёгочной болезни и страшным мучениям. Мучениям, которые привели к подлинному старчеству и чудотворению.

Широко известны евангельские слова Спасителя о том, что «Царство Небесное нудится», то есть – добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. Об этом же нередко говорили и светские мыслители.

Так, французский философ румынского происхождения Эмиль Чоран утверждал, что только страдание по-настоящему изменяет человека. Но есть одно существенное добавление: страдание, перенесённое с христианским смирением.

В случае со старцем Паисием физические страдания стали вечным спутником его земной жизни. В 1966-м после тяжелейшей операции он лишился значительной части лёгких. Но Господь даровал ему ещё 28 лет монашеского служения. Служения, исполненного страданий и… подлинно христианской любви. Старец, превозмогая боль, постоянно принимал в своей келье паломников и каждому помогал в его беде. В том числе – в буквальном смысле перенимая их мучения на себя. Вот как просто и мудро это описывается в его Житии:

Он проводил свою жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная любовь преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной Благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.

СТАРЕЦ ПАИСИЙ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Скончался старец Паисий, как уже было сказано, 12 июля 1994 года в монастыре апостола Иоанна Богослова в греческом селении Суроти близ Салоник. Здесь же и был погребён, после чего к его могиле сразу же стали стягиваться многие и многие тысячи паломников.

И сегодня, когда Православный мир, в первую очередь, Константинопольская и Русская Церковь, пребывает в разделении, молитвы этому великому старцу могут помочь исцелить эту рану. Ну и, конечно, не стоит забывать о его пророчествах – важнейшем предупреждении всему миру.

Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас!

************************************************************************

«Знамения Времён»

Глава из книги Блаженной памяти Старца Паисия Святогорца «Слова», том II, «Духовное пробуждение». М., 2001
Перевод иеромонаха Доримедонта

Собранное в настоящей главе было произнесено или написано Старцем в период с 1981 по 1994гг.

Об антихристе

— Геронда, скажите нам что-нибудь об антихристе.

старец Паисий— Давайте сейчас поговорим о Христе… Будем как можно ближе ко Христу. А если мы со Христом, то отчего же нам антихриста бояться? Или, может быть, сейчас нет антихристова духа? Так или иначе, зло творит антихристов дух. И если чудовище-антихрист родится и наделает разных безумных дел, то в конце он [все равно] окажется посмешищем. Однако произойдут многие события. Возможно, что и вам придется пережить многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе. Потихоньку многое вылазит наружу. И я, несчастный, начал вопиять еще сколько лет назад! Положение ужасно, безумно! Безумие перешло [все] границы. Наступила апостасия,1 и сейчас осталось только прийти «сыну погибели» (2 Фес. 2, 3). [Мир] в сумасшедший дом. Будет царить сущий разброд, среди которого каждое государство начнет творить, что ему вздумается. Дай Бог, чтобы интересы тех, кто делает большую политику, были нам на руку. То и дело мы будем слышать что-то новенькое. Будем видеть, как происходят самые невероятные, самые безумные события. [Хорошо лишь], что эти события будут сменять друг друга очень быстро.

Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Для них мессия будет царем, то есть он будет властвовать здесь, на земле. Иеговисты тоже ждут земного царя. Сионисты представят своего царя, а иеговисты его примут. Все они признают его царем, скажут: «Да, это он». Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я — имам, я — пятый Будда, я — Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я — мессия евреев». У него будет пять «я».

Евангелист Иоанн говорит в своем Первом Послании: «Дети… антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша» (Ин. 2, 18). Он имеет в виду не то, что ожидаемый антихрист будет подобен гонителям Максимилианам и Диоклетианам, но что ожидаемый антихрист будет, если можно так выразиться, воплощением диавола2. Он предстанет израильскому народу как мессия и прельстит мир. Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения [последних] времён, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные3. Те, в ком не будет доброго расположения, не получат просвещения от Бога и прельстятся в годы апостасии. Потому что тот, в ком нет Божественной Благодати, не имеет духовной ясности, как не имеет её и диавол.

— А сионисты, Геронда, верят ли в антихриста и в то, что связано с ним?

старец Паисий— Они хотят управлять миром. Для того чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм. На поклонение сатане они смотрят как на силу, которая поможет в осуществлении их планов. Стало быть, они хотят управлять миром с помощью сатанинской силы. Бога они в расчет не берут. Однако благословит ли их при этом Бог? Из всего этого Бог явит много хорошего. Прежние сатанинские теории господствовали семьдесят лет, а эти не продержатся и семи.

— Геронда, слыша об антихристе, я ощущаю в себе страх.

— Чего боишься? Что он страшнее диавола, что ли, будет? Он человек. Вон святая Марина отлупила диавола, а святая Иустина скольких бесов поразила! Но [надо помнить] самое главное: мы пришли в этот мир не для того, чтобы удобнее устроиться.

Земной царь евреев

Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Её разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который, как говорят, находился на её месте. В восстановленном храме сионисты, в конце концов, провозгласят антихриста Мессией. И слышал, что евреи уже готовятся к возведению храма Соломона.

— Геронда, почему же евреи, читая Ветхий Завет, не веруют во Христа?

— Что же ты не пойдешь и не скажешь им этого? Евреи искони имели фанатизм. Понимать-то они понимают, но их ослепляет эгоизм. Будь они чуть более внимательны, никто из них не остался бы иудеем.

— А как они истолковывали прочитанное?

— Как они его истолковывали и как толкуют? Духовные смыслы они превращают в вещественные. [Пойди], например, посмотри, как они истолковали слова пророка Исаии «процветет пустыня Иорданова» (Ис. 35, 2). Для того, чтобы показать, что пустыня «процвела», они повернули какую-то реку, сделали террасы, сады, насадили бананов, лимонов, апельсинов, все озеленили, так что теперь говорят. «Процвела пустыня!» И все они изъясняют подобным образом. Между тем эти слова пророка относятся к возрождению мира через Святое Крещение — «баню пакибытия».

— Сейчас они ждут земного царя?

— Да, антихриста. Раввины знают, что Мессия пришел и Его распяли. Я узнал от одного человека, что, когда евреи лежит при смерти, к нему идет раввин и говорит на ухо:

«Мессия пришел». Видишь, их обличает совесть, они чувствуют свою вину, но не смиряются.

— А какая польза от того, что эти слова говорятся умирающему?

— Никакой. Они говорят это просто потому, что их искушает совесть. Думают, раз эти слова сказаны, то все в порядке.

— А другие этих слов не слышат?

— Нет, это на ухо говорится. И еврейская молодежь восстала против раввинов. «Мессия, — говорят они, — пришел, какого мессию ищете вы?» В Америке одна группа молодежи, изучающая Священное Писание с точки зрения истории, издает журнал, в котором написано: «Мессия пришел. Тому, кто не верит в то, что пришел Мессия, мы бесплатно вышлем настоящий журнал, чтобы он уверовал. Если же он уверует, то пусть подпишется на журнал, чтобы мы посылали его другим и они тоже становились верующими».

— Они евреи?

— Да, евреи.

— И стали христианами?

— Э, сейчас хотя бы то, что они уверовали, уже что-то значит.

— А могут ли раввины быть тайными христианами?

— Раввин и тайный христианин? Останется ли человек в раввинах, став христианином? Тогда что же, он будет учить евреев тому, что Мессия еще не приходил, а, когда они будут умирать, станет говорить им о том, что Он пришел?

Печать 666

— Геронда, как скоро произойдут все эти события?

— Они задерживаются ради тебя и ради меня для того, чтобы мы приобрели доброе духовное устроение. Бог терпит нас, потому что, случись все это сейчас, мы с тобой пропали. В учении Христа нигде не упоминается конкретное время4, однако Священное Писание говорит, что приход этих событий будет предвозвещён знамениями времён. Будем постоянно готовыми, а когда это время приблизится, — увидим. Тогда мы будем более уверены. Святой Андрей Кесарийский говорит: «Трезвящимся это откроет время и опыт»5.

Мне в руки попала одна книга, на обложке которой было три большие шестёрки. Вот ведь бесстыдники! Они делают это для того, чтобы представить цифру шесть красивой и приучить к ней людей. Так потихоньку придет и печать.

— Геронда, и кнопки-застёжки для одежды продают на таких картонках, где стоит число 666.

— Да, чтоб тебя, диаволе! На кредитных картах три шестёрки уже давно поставили, а теперь ещё и на застёжках! Многие ставят «666» как фирменный знак, чтобы предпочитали их товары. Один поддерживает другого. То есть «666» [это как пароль, оно] принимает «666». Написано, что, когда распространится эмблема со змеёй, пожирающей собственный хвост, это будет значить, что евреи поработили весь мир. Сейчас этот знак поставили на некоторые денежные купюры. Число «666» распространяется уже и в Китае, и в Индии.

— Геронда, а откуда они знают это число, чтобы ставить его на вещи?

— Евангелист Иоанн знал, что сделает диавол, подобно тому как и пророки предвозвестили, что Христа продадут за «тридесятъ сребреник» (3ах. 11, 1-13), что Его напоят уксусом (Пс. 68, 22), что разделят Его ризы (Пс. 21, 19). Две тысячи лет назад в Апокалипсисе было написано, что люди будут запечатлены числом 666. «Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок 13, 18). 666 является для евреев символом экономики. Как говорит Священное Писание, евреи обложили покоренные ими в разных войнах народы конкретным налогом. Годичный налог был равен 666 талантам золота (3 Цар. 10,14 и 2 Парал. 9,13). Сейчас для того, чтобы покорить весь мир, они опять вводят своё старое налоговое число, которое связано с их славным прошлым. Поэтому они и не хотят заменить это число другим. То есть 666 есть символ маммоны6 . Его взяли с мер золота. Того, о чём говорит святой Иоанн Богослов, они не знали, но маммона при этом остается маммоной. «Не можете Богу работати и маммоне» (Мф. 6, 24).

Все идёт своим чередом. В Америке запечатлели собак. Через передатчик они излучают радиоволны, и их находят, знают, где находится каждая собака. Бездомных собак, не имеющих метки, убивают лазерными лучами. А потом начнут убивать и людей. Запечатлели целые тонны рыбы и со спутника наблюдают, в каком она находится море. А сейчас появилась ещё одна болезнь, против которой уже нашли вакцину. Она будет обязательной, и, когда человеку будут делать прививку, ему будет ставиться и печать. Сколько уже людей в Америке запечатлены лазерными лучами: одни на лоб, другие на руку. А впоследствии тот, кто не будет запечатлён числом 666, не сможет ни продавать нм покупать, ни брать заем, ни устраиваться на работу. Помысл говорит мне, что этой системой антихрист хочет подчинить себе весь мир. Люди — будь они красными, чёрными или белыми — находясь вне этой системы, не смогут работать, станут социальными изгоями. Таким образом [антихрист] будет навязан с помощью системы, контролирующей всемирную экономику, и только те, кто примет печать — начертание с числом 666, смогут вступать в торговые отношения.

Как, однако же, пострадают люди, принявшие печать! Один специалист рассказывал мне, что лазерные лучи очень вредны для человека. Люди, принявшие печать, будут «впитывать» в себя солнечные лучи и получат такой вред, что от боли станут кусать языки (Апок. 16, 10). Тем, кто не примет печати, будет лучше других, потому что им поможет Христос. А это не пустяшное дело…

— Когда Он им поможет, Геронда? После?

— Нет, именно тогда.

— Геронда, но как же им будет лучше других, раз они не смогут ни продавать, ни покупать?

— Увидишь. Бог знает, как. И я тоже знаю. Такие-то дела… Этот вопрос меня весьма занимал, и Бог прислал мне… телеграфное сообщение. Как же заботится о нас Бог! О!..

— Почему, Геронда, печать называется и «начертанием»7?

— Потому что она не будет поверхностной. «Начертать» — это что значит? Провести глубокие прямые линии, не так ли? Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом людей принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку. Два года назад я рассказал о печати одному врачу из Торонто, а сейчас он сообщил мне, что прочитал в газете, как вместо кредитной карты уже требуют отпечаток руки. Они идут вперёд, но нельзя сказать, что произойдёт то или другое. У некоторых телевизоров, привезённых в Грецию в недавнее время, есть особое устройство, следящее за теми, кто смотрит телевизор. Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают — все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол? В Брюсселе над [центральным] компьютером построен целый дворец с тремя шестёрками. Этот компьютер может контролировать миллиарды людей. Шесть миллиардов — это почти весь мир. Исповедь через нажатие кнопки! Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста и диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут [серьёзные] события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Новые удостоверения личности

— Геронда, один человек сказал: «А как же банкнота в пять тысяч драхм? Она имеет на себе три шестерки, и мы ей пользуемся? То же самое будет и на удостоверении личности»…

— Пять тысяч драхм — это денежная купюра. На Английском фунте тоже нарисована королева Виктория, но меня это не беспокоит. «Кесарю кесарево». Однако [другое дело], когда речь идет об удостоверении личности. Это не деньги, а нечто личное. У слова «тавтотита»8 буквальный смысл, то есть человек отождествляется с тем, что он декларирует. Они, значит, подсовывают диавола, а я расписываюсь в том, что его принимаю? Да как же я пойду на это?

— Геронда, а какая связь между новым удостоверением и печатью?

— Новое удостоверение — это не печать. Это введение печати.

— Люди, Геронда, спрашивают, что им делать в связи с навязыванием новых удостоверений.

— Если спрашивают, то вы лучше рекомендуйте им советоваться со своими духовниками и проявлять терпение, чтобы увидеть, как поведёт себя Церковь, потому что многие задают вопросы, но немногие понимают ответы. В брошюре «Знамения времён» я пишу обо всем предельно ясно. Каждый же пусть поступает согласно своей совести. Конечно, есть и такие, которые говорят: «А, это мнение одного монаха. Это не позиция Церкви». Однако мнение, которое я выразил, не было моим собственным. Я всего лишь изложил слова Христа, слова Евангелия, поскольку собственное мнение мы должны покорять воле Божией, которая выражена в Евангелии. А другие говорят противоположное моим словам [и, прикрываясь моим мнением], утверждают, что это сказал отец Паисий. А третьи, слушая это, не берут в расчёт того, что эти вопросы чрезвычайно серьёзны, не спрашивают, говорил ли я такое в действительности, но принимают это на веру. Я не боюсь, говорю без стеснения. Приходят какие-то люди ко мне в каливу, бросают в ящик шестёрки. Это ещё ладно, куда ни шло. Но однажды бросили одну картонку за калиткой. Я думал, что кто-то приходил, не застал меня дома и написал для других «Его нет». Потом читаю и вижу такое!.. Такое скверное ругательство, что и мирскому человеку не услышать! Наступит, наступит чистка для всей этой грязи, но мы пройдём через грозу. Люди уже поднялись на борьбу. Надо со многою молитвою подниматься и нам.

Одни переживают за проблему с удостоверениями личности, а другие используют это и создают трудности. Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным. Если позиция, занятая Церковью, будет серьёзной, если к свободе верующих будет проявлено уважение и кто захочет — возьмёт новое удостоверение, кто не захочет — останется со старым, то лишь немногие люди твёрдых убеждений не примут трёх шестёрок. Их ждут испытания, потому что остальные пойдут против них. Большинство людей примет удостоверение с числом зверя. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые удостоверения, а несчастные, благоговейные люди останутся со старыми документами, и поэтому их будут мучить.

Сейчас и обещание министра о том, что 666 не будет стоять на удостоверениях ни явно, ни скрыто, тоже что-то значит. Проявим терпение, время покажет. Их слова о том, что трёх шестёрок не будет, это уже кое-что. Они начали отказываться сами. Посмотрим, что же поставят на удостоверения в конечном итоге. А до того времени, как станут распространяться новые удостоверения, может разразиться и гнев Божий. И потом, ведь не в двадцать четыре часа все получат новые удостоверения. Появятся первые карточки, они будут рассмотрены, и если министр окажется лжецом, то борьба будет праведной. А если мы сейчас продолжим протесты, то те, кто всем этим заправляет, скажут: «Вот, смотрите, православные устраивают смуту. Ещё и вопрос не встал, а они горланят и протестуют». Хороший сторожевой пёс лает, когда приходит вор. Когда вор убегает, он прекращает лаять. Если же пёс лает беспрерывно, то хорошим сторожем его не назовёшь.

— А ещё, Геронда, было сказано, что раз у нас веротерпимость, то в новых удостоверениях не будет указано вероисповедание.

—Да, их это не интересует, однако это интересует меня, потому что это удостоверение моей личности. Там написано, откуда я и что я за человек. Если будет отсутствовать вероисповедание, то возникнут проблемы. Например, кто-то придет в брачную контору. Если в его удостоверении написано «православный», не имеет значения, какой пробы, то все в порядке. Если же вероисповедание не указано, то как ему дадут разрешение на брак? Церкви от этого будет путаница. Но если вероисповедание станут вписывать по желанию, то это будет и как исповедание веры. Европа — это Европа. У нас другой расклад.

Коварный способ введения печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. Они устроят людям затруднения и скажут: «Пользуйтесь только кредитными картами, деньги упразднятся». Для того, чтобы что-то купить, человек будет давать карту продавцу в магазине, а хозяин магазина будет получать деньги с его счета в банке. Тот, у кого не будет карточки, не сможет ни продавать, ни покупать. А, с другой стороны, они начнут рекламировать «совершенную систему»: незаметное для глаз начертание числа 666 на лбу и руке. Одновременно по телевидению станут показывать, как кто-то взял чужую карту и получил по ней деньги в банке. Будут без остановки говорить: «Печать лазерными лучами на лбу или руке — это более надёжно, поскольку номер печати знает только её владелец. Печать — это совершеннейшая система: вор ни головы, ни руки у вас не украдёт, ни номера подглядеть не сможет». Поэтому бандитам, злодеям и дают сейчас возможность свободно действовать. На Афоне вокруг Кариеса ограбили пятнадцать келий, а одного монаха убили во время грабежа. Таким-то вот образом каждый получит возможность присваивать чужое и красть все, что захочет. Допустим, кому-то вздумается обманом приобрести земельное угодье. Он скажет, что оно якобы принадлежало его дедушке или что сам он когда-то арендовал эту землю под пастбище. Попробуй, разберись! А потом представители властей скажут: «К сожалению, контролировать их мы не можем. Контроль может осуществляться только с помощью компьютера». И они приступят к запечатлению. В компьютере будет высвечиваться, запечатлён ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Три с половиной года будут тяжёлыми12. Тем, кто не согласится с этой системой, придётся нелегко. Их будут стараться засадить в тюрьму, постоянно находя для этого какой-нибудь новый повод. Пройдёт год, и их повезут на допрос в другой город, чтобы дело было рассмотрено в другом суде, из того города повезут в третий. А потом скажут: «Извини, ты невиновен. Если бы ты был запечатлён, то мы проверили бы тебя за одну минуту. А сейчас мы были не в состоянии осуществить контроль».

— Геронда, а не смогут ли они ставить печать силой?

— До этого они не дойдут из-за учтивости. Они ведь будут корректны, как и подобает европейцам. Они проявят высшее благородство! Мучить людей они не будут, однако, не имея печати, человек не сможет жить. «Вы страдаете без печати, — скажут они, — а если бы вы ее приняли, то трудностей у вас бы не было». Имей человек хоть золотые монеты или доллары, использовать их он не сможет. Поэтому, приучив себя уже сейчас к жизни простой, умеренной, можно будет пережить те годы. Иметь маленько землицы, возделать немного пшенички, картофеля, посадить несколько масличных деревьев, и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, [христианин] сможет пропитать свою семью. Потому что от запасов пользы тоже немного: продукты долго не лежат, быстро портятся. Но и, конечно, продлятся эти притеснения недолго: года три, три с половиной13. Ради избранных дни сократятся (Мф. 24,22; Мк. 13, 20), они даже и не заметят, как пройдут эти годы. Бог не оставит человека без помощи.

— Геронда, вмешается ли Христос в то, что будет происходить в эти нелёгкие годы?

— Да. Тут вон видишь, как к человеку с добрым расположением, но подвергающемуся обидам, часто являются святые, Пресвятая Богородица, Христос для того, чтобы его спасти. Насколько же больше поможет Господь теперь, когда несчастные люди находятся в таком затруднительном положении. Сейчас разразится одна гроза, наступит непродолжительная диктатура антихриста-сатаны. А потом Христос вмешается, задаст хорошую трёпку всей этой антихристовой системе, зло будет попрано Им, и Он в конце концов обратит его в добро.

Печать равна отречению

При том, что святой евангелист Иоанн Богослов предельно ясно пишет в Апокалипсисе о начертании (Апок. 13, 16 и далее; 14,9 и далее; 16,2 и 20,4), некоторые этого не понимают. И что ты им скажешь? К несчастью, можно услышать ужасно много «глупостей от ума» некоторых современных «гностиков». «Я приму удостоверение с тремя шестёрками и изображу на нем крест», — говорит один. Другой вторит: «А я приму печать на лоб и осеню свой лоб крестным знамением». И повторяют целую кучу подобных глупостей. Они думают, что освятятся подобным образом, в то время как такие мнения являются прелестью. Один Владыка сказал мне: «Я в удостоверении, там, где буду расписываться, нарисую крестик. От Христа я не отрекаюсь: я всего лишь пользователь обслуживающей меня системы». — «Ну, хорошо, — говорю я ему, — вот ты Владыка, и ставишь, ввиду своего особого положения, крестик перед своим именем. Другой — архимандрит, его положение тоже особое, и он тоже ставит крестик перед своим именем. А людям что прикажешь делать?» Грязь не освящается. Чистая вода приемлет Благодать и становится водой святой. Но моча святой водой стать не может. Камень чудесным образом превращается в хлеб. Но нечистоты освящения не приемлют. Следовательно, диавол, антихрист, находясь в виде своего символа в нашем удостоверении, на нашем лбу или руке, не освящается, даже если мы ставим там крест. Силу Честного Креста — этого Святого Символа, Божественную Благодать Христову мы имеем только тогда, когда храним Благодать Святого Крещения, в котором мы отрицаемся сатаны, сочетаваемся Христу и принимаем святое запечатление — «печать дара Духа Святаго». А они, видишь ли, объясняют все [такой простой] логикой!.. Поставят рядом крестик — и все в порядке! А ведь мы видим, что святой апостол Пётр отрёкся от Христа внешне, но и это было отречением14. Они, принимая печать антихриста, отрекаются от печати Христовой, данной им во Святом Крещении, и ещё говорят, что имеют в себе Христа!

— А если, Геронда, кто-то примет печать по неведению?

— Скажи лучше, по равнодушию. Какое там неведение, когда все ясно до предела? Да если и не знает человек, ему должно поинтересоваться и узнать. Предположим, что мы не знали и поэтому приняли печать. Но тогда Христос скажет нам: «Лицемери, лице убо небесе умеете разсуждати, знамений же временам не можете искусити?» (Мф. 16, 3). Приняв печать, пусть даже и по неведению, человек теряет Божественную Благодать и принимает бесовское воздействие. Вон когда священник при Крещении погружает дитя во святую купель, оно, и не понимая того, принимает Святого Духа, и потом в нём обитает Божественная Благодать.

Толкования пророчеств

— Геронда, некоторые говорят: «Чему от Бога суждено быть, то и будет. Какое нам до этого дело!» Как к этому относиться?

— Да, детонька моя, говорят-то они говорят, но на самом деле это не так! Мне тоже приходится слышать от некоторых: «Евреи не такие дураки, чтобы разоблачать себя тремя шестёрками, раз об этом пишет в Апокалипсисе евангелист Иоанн. Если бы это было так, то они устроили бы все более умно и тайно». Хорошо, так что же, книжники и фарисеи не знали разве Ветхого Завета? Разве Анна и Каиафа не знали лучше всех других написанного о том, что Христос будет предан за «тридесять сребреник» (Зах. 11, 1-13)? Почему же они [дали Иуде] не тридцать один или двадцать девять сребреников, а тридцать? Но они были ослеплены. Бог знал, что все произойдёт именно так. Бог предведает, но не предопределяет. Это только турки верят в судьбу, в кишмет15. Бог знает, что события произойдут таким-то образом, а человек делает по своей глупости то, о чем заранее знал Бог. Не потому, что Бог отдал распоряжение о чем-то; нет, Он видит, до чего дойдёт злоба людей, и знает, что своего мнения они не изменят. Это не значит, что Бог предопределяет события.

А другие заняты пророчествами, на которые дают собственные толкования. Не оговариваются, по крайней мере: «Так мне говорит помысл, — но утверждают: — Это так!» И приводят целую кучу собственных мнений. Есть и такие, что истолковывают пророчества, как хотят, для того чтобы оправдать свои страсти. Так, например, о словах святого Кирилла: «Лучше, чтобы в нашу эпоху не произошли знамения антихриста»16 — человек, желающий оправдать себя, свою трусость, скажет: «А вот видишь? Святой Кирилл боялся, что он отречётся! А я что же, разве выше святого Кирилла? Следовательно, даже если я и отрекусь от Христа, то в этом нет ничего страшного!» А между тем святитель говорит: «Лучше, чтобы не произошли», чтобы его глаза не увидели антихриста, а не потому, что он якобы боялся. Видишь, что делает диавол?

К сожалению, и некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, — говорят они, — ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему — об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям:

«Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее — мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон. Ему станет больно за происходящее, он будет молиться и остерегаться, чтобы не попасть в ловушку.

Что же происходит сейчас? Мало того, что такие «толкователи» комментируют пророчества по-своему, так они еще и сами трусят, подобно людям мирским. А им следовало бы проявлять духовное беспокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обеспокоенность ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили божественное утешение. Я удивляюсь: неужели все то, что происходит, не заставляет их задуматься? И почему после толкований, данных ими от своего ума, они не ставят хотя бы вопросительного знака? А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?! Говоря в Евангелии «еже прельстити аще возможно и избранныя» (Мк. 13, 22), Господь имеет в виду то, что прельстятся те, кто истолковывает Писания от ума.17

Итак, за «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста. «…Да даст им начертание на десней руце их или на челех их, да никто-же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать Очертание, или имя зверя или число имене его. Зде мудрость есть. Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13, 16-18) .*

*В 1997 году в Греции вышла книга Высокопреосвященнейшего Митрополита Никопольского и Превезского Мелетия «Печать антихриста в православном Предании». А в 2001 году в Москве был издан её перевод на русский язык Сестричеством преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

Благоговейными священнослужителями, монашествующими и боголюбивыми мирянами Элладской Православной Церкви книга была встречена негативно. В рецензиях, последовавших на книгу, было указано, что Высокопреосвященнейший автор, извращая Священное Писание и святоотеческие источники, приходит к заключениям, противоречащим общецерковным оценкам, изложенным в Окружных Посланиях Священного Синода Элладской Церкви от 7 апреля 1997 года и 9 февраля 1998 года, Обращениях Священного Кинота Святой Афонской Горы, а также мнению блаженного Старца Паисия. Наиболее полное и удачное богословское опровержение книги митрополита Мелетия издано монахами Святых Метеорских Гор: «ΠΑΡΑΧΑΡΑΞΗ ΤΟΥ ΧΑΡΑΓΜΑΤΟΣ», ΑΝΑΙΡΕΣΗ των θεσεων του Σεβασμιωτατου Μητροπολιτου Νικοπολεος και Πρεβεζης κ. Μελετιου στο βιβλιον του «ΤΟ ΧΑΡΑΓΜΑ ΤΟΥ ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟΥ ΣΤΗΝ ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΠΑΡΑΔΟΣΗ», ΕΚΔΟΣΗ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΜΕΓΑΛΟΥ ΜΕΤΕΩΡΟΥ, ΑΓΙΑ ΜΕΤΕΩΡΑ 1997

Глава из книги Блаженной памяти Старца Паисия Святогорца «Слова», том II, «Духовное пробуждение».
М., 2001
Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий