СВЯТОЙ ПРОРОК, ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ИОАНН

СВЯТОЙ ПРОРОК, ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ИОАНН

Святой Пророк, Предтеча и Креститель ИоаннСвятой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн

Из рожденных женами не восставал
больший Иоанна Крестителя

(Мф. 11,11).

Иоанн Креститель – самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Ни один святой муж не удостоился такого церковного прославления, как Иоанн Предтеча. В Христианской Церкви в его честь установлено несколько праздников:

  • 6 октября (23 сентября по старому стилю) – Зачатие,
  • 7 июля (25 мая по старому стилю) – Рождество,
  • 11 сентября (29 августа по старому стилю) – Усекновение главы,
  • 20 (7) января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,
  • 9 марта (24 февраля по старому стилю) – первое (IV) и второе (452) Обретения его главы,
  • 25 (12) октября – праздник Перенесения его десницы (правой руки) из Мальты в Гатчину (1799).

Предтеча Иоанн явил нам победу человеческого духа над плотью

Предтеча Иоанн явил нам победу человеческого духа над плотью. Господь Иисус Христос говорит об этом как об абсолютном примере святости: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11,11). Святого честного славного Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей – потому, что он пришел прежде Христа Спасителя, он приготовлял пути Господни, смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя. Иоанн – величайший из пророков, последний ветхозаветный пророк, открывший народу Израиля Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, как Мессию-Спасителя, Который избавит людей от рабства греха и смерти. Наименование Креститель связано с тем, что он крестил Иисуса Христа и совершал Крещение над иудеями в водах реки Иордана через погружение их в воду и омовение. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом.

Горненский женский Монастырь. Эйн-Керем. Фото: Валентин БондаренкоГорненский женский Монастырь. Эйн-Керем. Фото: Валентин Бондаренко

Житие святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания; часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви. Святой Иоанн жил примерно с 6 (2) г. до н.э. – до 30 года н.э. Будущий пророк родился в семье иудейского священника праведного Захарии, который был из колена Авии, отправлявшего чередой служение при Иерусалимском храме, и его жены Елисаветы, которая имела по прямой линии своим родоначальником первого Первосвященника Аарона. Дата рождения святого Иоанна – 7 июля по новому стилю – исчислялась на основе свидетельства апостола Луки о том, что Христос и Креститель имели шестимесячную разницу в возрасте. Иоанн Предтеча родился в городе Иутта, расположенном в обширной горной лощине на нижнем скате иудейских гор (современный Айн-Карем). По материнской линии он был родственником Иисуса Христа: мать Елизаветы была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

По материнской линии он был родственником Иисуса Христа: мать Елизаветы была родной сестрой матери Пресвятой Богородицы

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Его родители были преклонного возраста и не имели детей. Архангел Гавриил явился его отцу Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме (Лк. 1, 13–17). Небесный посланник сказал, что молитвы супругов услышаны, и Господь дает им ребенка, которого следует назвать Иоанном. Гавриил возвестил большое счастье для родителей и народа, который узрит великого пророка в их сыне. Архангел перечислял все будущие достоинства и подвиги святителя, прославляя его аскетизм и стремление обратить в истинную веру своих соплеменников. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, за это был наказан временной немотой (Лк. 1,18).

Когда Елисавете наступило время разрешения от бремени, и она родила сына, ее родственники и соседи обрадовались ее счастью и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт.17; 11–14) и требуемый законом Моисея (Лев.14, 3) обряд обрезания. Через обрезание младенец вступал в завет с Богом и в общество избранного народа Божия, и потому этот день считался радостным семейным праздником. Обычно при обрезании младенцу давалось имя в честь кого-либо из старших родственников, поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней палочкой: «Иоанн – имя ему». И все удивились необычайности совпадения желания матери и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас по предсказанию ангела разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, Который посетил народ Свой и «воздвиг рог спасения в дому Давида» (Лк. 1, 69). Обращаясь к сыну-младенцу, Захария говорит, что этот сын предназначен Господом приготовить путь для Мессии, вразумить иудейский народ, что спасение его заключается не в избавлении от политического рабства иноплеменникам, но в очищении души от грехов – рабства тягчайшего и вечного; что избавление это будет даровано иудеям по неизреченному милосердию Бога через воплощение Единородного Его Сына, Который прольет свет не только на иудеев, но даже на язычников, находящихся во тьме и тени смертной. Сведения о детстве Иоанна Предтечи заканчиваются указанием евангелиста Луки о том, что на 8-й день он был обрезан (Лк. 1,59).

Апокрифическая традиция связывает пребывание Иоанна Предтечи «в пустыне Иудейской» (Мф. 3,1) с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев. По преданию, слух о чудесном рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного Ирода. Когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где родившийся Царь Иудейский, Ирод издал приказ об избиении младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Он вспомнил и о сыне Захарии и послал убийц в город Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета с сыном скрылись в пустыне. Посланные от Ирода спросили, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф. 23, 35).

Так Елисавета и ее сын оказались в дикой пустыне. Вскоре мать Предтечи скончалась. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1, 80). Молчание евангелистов о жизни его в пустыне можно объяснить их желанием изобразить преимущественно его общественное служение. Известно лишь, что Иоанн вел крайне аскетический образ жизни: носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом (Мф. 3,4; Мк. 1,6). По материнской линии он был родственником Иисуса Христа: мать Елизаветы была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

По материнской линии он был родственником Иисуса Христа: мать Елизаветы была родной сестрой матери Пресвятой Богородицы

В возрасте 30 лет святой Иоанн Предтеча вышел на проповедь покаяния. С этих же слов о покаянии и Царствии Божием начал Свое слово к людям Христос Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4,17). Святой Златоуст говорит об Иоанне, что он «всеми мерами старался внушить им (иудеям – М.Т.) презирать всё земное, возноситься и устремляться к будущему ежедневно». Согласно евангелистам, к Иоанну Предтече приходили креститься жители Иордана, Иерусалима, Иудеи и района Иордана. Матфей называет среди последователей Иоанна обратившихся мытарей и блудниц (Мф. 21,32), тогда как пришедшие к нему фарисеи и саддукеи, видимо, не были крещены (Мф. 3,7). Св. Иоанн крестил народ Израиля, который через омовение получал очищение и освобождение от грехов. Внешне Крещение Спасителя совершалось также через погружение в воду, омовение и возложение Иоанном руки на главу Спасителя. Однако в этом таинстве содержалась новая реальность: это было Крещение во имя Единого Бога, в Троице прославляемого, – Отца, Сына и Святого Духа. Дух Божий почил на Христе в виде голубя, а голос Бога-Отца возвестил истинную богочеловеческую природу Мессии.

После Крещения безгрешного Агнца Божия святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой

После Крещения безгрешного Агнца Божия святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что тот, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (ср. Лк. 3,19, 20), и «за всё, что сделал Ирод худого».

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32-м году по Р.Х. повествуют евангелисты Мф. (14,1–12) и Лука (6,14–29).

В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам и знатным людям Галилеи. Дочь Иродиады Саломия, нарушая восточные приличия, плясала перед гостями и угодила Ироду.

«Позорище было сатанинское, – восклицает святитель Иоанн Златоуст. – Побуждением к нему было пьянство и сластолюбие, откуда ничего не выходит доброго; зрители были люди развратные, а дающий пиршество – всех бесчестнее; забава была безумная; девица… пышно является в собрании и, отложив девический стыд, всех блудниц затмевает собой!»

В благодарность за сладострастный танец Ирод поклялся Саломии дать ей всё, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная плясунья по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас на блюде голову Иоанна Крестителя.

Ирод не хотел убивать Иоанна Предтечу, потому что считал его святым и слушал его наставления. Он боялся гнева Божия за убийство пророка; боялся он и народа, который любил святого Предтечу, почитая его великим пророком (ср. Мф. 14,5). Но из-за опасения потерять авторитет в глазах гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. Так царь Ирод стал рабом своих низменных чувств в момент принятия страшного решения об умерщвлении пророка и Предтечи Иоанна.

По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Однако благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в саморийском Севастии, где совершилось злодеяние. «Нет судьбы более величественной и более трагичной», – сказал Митрополит Антоний Сурожский в проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править некоторое время. Понтий Пилат послал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмехался (ср. Лк. 23, 7–12). Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, проходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Иродиаде, как некогда принесли ей главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского Императора Гая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Десница Иоанна КрестителяДесница Иоанна Крестителя

Известно, что святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку Иоанна, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний, в 1200-м г. видел десную руку Предтечи в царских палатах.

Из деяний святых известно, что в 1263-м г., по взятии Константинополя крестоносцами, Император Балдуин подарил одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Сикону, который передал ее Цистерцианскому аббатству в Франции. Десница по-прежнему хранилась в Константинополе. В конце ⅩⅠⅤ–ⅩⅤ вв. святыню видели в Царьграде, в монастыре Перивлепте, русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453-м году его святыни по воле Магомета были собраны в царской сокровищнице за печатью. В деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи была отдана в 1484-м г. сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям-иоаннитам с целью приобрести их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета – его брат. Рыцари, утвердившись на острове Мальта, перенесли туда полученную ими святыню. Когда Император Павел 1 (1796–1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого пророка Иоанна, десная рука Иоанна в 1799-м году была перенесена с о. Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине. В том же году эта святыня была перенесена в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце.

Гробница Иоанна Предтечи в мечети Омейядов в ДамаскеГробница Иоанна Предтечи в мечети Омейядов в Дамаске

Часть главы святого Иоанна находится в католическом кафедральном соборе Пресвятой Богородицы в городе Амьена (Италия), еще часть – в лавре Святителя Афанасия Великого на Афоне, а гробница пророка с частью его главы находится в мечети Омейядов в Дамаске. На месте обретения главы Иоанна Крестителя – на горе Вознесения в Иерусалиме, территории русского Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря – построена часовня в память этого события, а место обретения отмечено углублением в мозаичном полу.

Место 1-го и 2-го обретения главы Иоанна ПредтечиМесто 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи

Митрополит Антоний Сурожский говорил:

«Будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей жизненной силы».

Житие Иоанна Предтечи – великий пример безукоризненного служения человека Творцу, пример того, каким образом необходимо выполнять свое земное призвание.

.

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой.
Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне?

Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве.

20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

Святой Иоанн Креститель — ближайший предшественник Христа, его еще называют последним пророком, вестником пришествия Мессии. По матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Родители пророка были священник Захария и праведная Елизавета — они долгое время не могли иметь детей, хотя очень желали этого. Но однажды, как повествует апостол и евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Кто-то может спросить: как же выжил младенец Захарии и Елизаветы среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях? В одном из апокрифов сказано, что он вместе с матерью укрылся в пустыне. Евангелие от Луки, в котором более подробно, чем в других Евангелиях, повествуется о Крестителе, молчит об этой явной милости Божией.

С детства святой Иоанн был строгим и требовательным к себе человеком. А как иначе, если жизнь твоя по воле Господа и по твоему желанию проходит в дикой пустыне? Пророк готовил себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался весьма скудно. Дикий мед и акриды, род саранчи, поддерживали его плоть. В тридцать лет Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Христа. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнюю чистоту, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки — и простых людей, и сильных мира сего. За это и пострадал.

Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Святой обличал Антипу за то, что тот бросил законную супругу и сожительствовал с Иродиадой, своей невесткой (она была замужем за родным братом Ирода, Филиппом). Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде.

Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы. Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов.

Митрополит Антоний Сурожский об Иоанне Крестителе и его значении для всех нас:

— По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает — видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать. <…>

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым,— делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто». Готовы ли мы на это? Если нет — как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Из проповеди в храме Иоанна Предтечи, что на Пресне, 1968, Москва

СВЯТОЙ ПРОРОК, ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ИОАНН

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.