Иллюзорная жизнь (Републикация) — Протоиерей Иоанн Гончаров

 

«Смиренный сердцем понимает, что первейшая его забота — избавиться от греха как духовного разлада и распада, и тогда только можно заниматься чем-то всерьез. Если же он, несмотря на болезнь, что-то «творит», то результат, как правило, бывает с отрицательным знаком, т. е. вольно или невольно обращается против человека, ибо душевнобольной человек, утративший власть над своими чувствами, ничего разумного сотворить не может.

Христос-Спаситель указал нам на возможность спасения. Он как бы взывает ко всему миру, к человечеству: вылечитесь сначала, а потом будете строить, и тогда не будет нужды перестраивать. [2]Но человек гордый, т. е. ничего не желающий знать о своей болезни, продолжает, несмотря страшные уроки своих деяний, «строить» и «перестраивать».

Когда Христос принес на землю идеальный образ цельной личности, то Он стал живым Обличителем человеческого безумия. Смирением, приводящим все в гармонию и порядок, Он предложил Себя в образец всем и каждому — каким должен быть человек, каким путем он должен идти по жизни, чтобы преодолеть внутренний разлад и распад, которые ведут к смерти.

Но человек не идет путем Христа, не хочет смиряться, потому что, «видя не видит и слыша не слышит»(Мф. 13, 13). Все неприятное в жизни ему кажется случайным, озлобляет его, ибо он все мерит своим умом. А что может греховный и страстный ум?»

«Зло всегда паразитирует на добре, ибо добро изначально и вечно, а зло есть продукт свободы, отхождение от добра. Следовательно, и знание зла связано со знанием добра. Может, поэтому в Св. Писании запретное древо было древом познания добра и зла. Некую аналогию такого смешения мы наблюдаем в природе: красивые ягоды могут быть ядовитыми, грибы ядовитые похожи на съедобные. Но есть определенные признаки несъедобных ягод и грибов, которые просто необходимо знать. Подобные разъяснения в духовном плане предлагает Церковь.

Относительно знания в Св. Писании сказано, что посреди Рая Бог насадил древо познания «добра и зла» и оградил его заповедью «…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт. 2, 16,17). И в жизни каждого человека Бог «насадил» совесть и разум, которые охраняют его.

Если же человек в процессе познания пренебрегает совестью и разумом, то над ним неотвратимо совершается приговор: смертью умрете. Этот приговор исполняется по сей день, ибо познание зла есть вкушение смерти, т. е. оно есть, это древо, и человек должен знать, что это знание существует, но прикасаться к нему он не должен, чтобы жить.

Однако мы видим, что сегодня многие познают зло и не умирают. Что здесь имеется в виду? В православном понимании смерть умных сил души может наступить прежде физической смерти. Например, если человек психически болен, то можно сказать, что он умер для нормальной жизни. Хаос психических состояний делает жизнь человека чем-то более трагичным, чем сама смерть. Когда человек познает зло, то он умирает для добра, для разума, для Бога.

Процесс познания зла в идеале не должен реализовываться, ибо знание зла отравляет рассудок человека, и тяга его познавать зло есть тяга к самоуничтожению, потому что, познавая зло, он становится причастен к демоническим силам разрушения.

Православие, имея 20-вековой опыт пребывания в мире и храня традиции святоотеческого понимания Св. Писания, запрещает знание зла. Церковь знает, что есть зло, но в Церкви нет знания, что есть зло в себе, ибо зло — безумие, а безумие разумно познать нельзя, и кто пытается это сделать, тот теряет разум.»

«Истина не укладывается в узкий гроб логики. Истина жива — логика мертва, буква убивает — дух животворит. Истина всегда раздражает голый, страстный рассудок своей неуловимостью, ибо истинное знание глубже рассудка. Истинное знание — сложный процесс взаимодействия всех сил души. Только органическая связь разума, сердца, совести в процессе познания дает правильное представление о вещах и понятиях, только при такой организации человек способен проникнуть в их суть, увидеть их объемно, целостно.

Все наши познания в конечном счете должны сводиться к одному — сделать в жизни правильный выбор, не ошибиться, т. е. под личиной добра увидеть зло, ибо мир стремится смешать эти понятия, притупить способность человека различать добро и зло. А смысл жизни человека — спастись от зла, миновать скрытые ямы. Вот где нужны истинные знания — на дороге жизни и смерти. И такое познание по разумной необходимости приведет человека к познанию Бога, к вере в Него.

Неправда, что неверие происходит от высокой учености, ибо истинная ученость только укрепляет веру, а не ослабляет ее (чему есть множество примеров). А к неверию приводит горделивое невежество.

Откровение, данное человеку, наставляет: познание Бога осуществляется через познание окружающего мира и себя, через миропознание. Познавая Бога, мир, самого себя, человек узнает цену всякого знания. В этом смысле «знающий Бога знает все».»

«Опыт жизни свидетельствует также о том, что, ум человека находится в плену многочисленных страстей, которые поворачивают его куда и как угодно. Под влиянием страстей ум перестает быть умным, и тогда доверять ему опасно. То есть разум сам по себе не имеет абсолютной ценности, корень личности не в нем, а в сердце. Сердце является источником жизни. Потому Святая Православная Церковь первенствующее значение придает не образованию рассудка, а воспитанию сердца. Но даже человек с развитым умом и добрым сердцем может сбиться с дороги жизни, если не воссияет в душе его Свет Христов.

В какой-то мере ум наш можно уподобить глазу. Как глаз ничего не видит в темноте, даже при отличном зрении, так и ум без Света разума Христова не видит (не понимает) умозрительных вещей. Для него невидимы очертания бытия, непостижимы законы мироздания, вне которых жизнь невозможна.

«…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»(Ин. 8, 12) — вот единственное условие, когда ум видит, понимает и не ошибается. Этот Свет делает явными границы должного и недолжного, добра и зла, разума и безумия, реального и ирреального. Границы жизни и смерти. Свет Христов позволяет увидеть и все ценности жизни, ее добро и красоту, и все искушения в их неприкрытом безобразии. Без этого Света человек обречен на бесконечные ошибки при реализации главных составляющих жизни.

Другими словами, человеку дарован ум, существуют объективные законы, по которым ум должен устраивать жизнь, и есть Свет, Который делает эти законы видимыми (понятными).

Почему же люди не стремятся к Свету, чтобы яснее рассмотреть путь жизни? Здесь присутствует труднообъяснимый феномен: «…свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет…».Почему? Евангелие отвечает: «потому что дела их были злы»(Ин. 3, 19).

При наличии доброй воли Свет — это радость торжества жизни, радость торжества разума. Но совсем иное бывает при наличии злой воли, когда Свет разума делает обличительно-очевидным безумие греха. Творя зло, человек избегает света, чтобы не стали явны дела его. Вот почему люди отрицают Бога, и это неверие есть самый большой грех («грех» в переводе — ошибка). Ошибаясь в главном, человек далее ошибается во всем остальном, заблудившись в начале пути, уже не пойдет в нужную страну. А нераскаянные ошибки, в конце концов, приводят к угасанию жизни.

Если Свет делает все явным, то отсутствие Света рождает многоразличные обманы. Любящие тьму любят эти обманы, потому что им нечего больше любить. Такая личность создает свой ирреальный, иррациональный мир, который в православном богословии называется адом («аид» — без вида). Но поскольку человек есть абсолютная (объективная) реальность, то он стремится сделать реальными и те обманы, которые любит, и в этом отрицательном творчестве он являет черты богоборчества в своем характере, ибо хочет, чтобы безумие, зло стали реальностью, он не желает видеть и понимать, что все это есть диавольский обман, влекущий его к погибели.

В нашей жизни накопилось столько обманов, что жизнь забилась в предсмертных судорогах. Ложь стала «разумно» обосновываться и восприниматься как необходимость. И это — признак смертельной болезни.

Для того и пришел Христос в мир, чтобы разрушить диавольские обманы, разрушить иллюзорный мир, гордую мечтательность и фантазии человека, смирением ввести его в реальную жизнь. Уму нужна реальная опора, ибо обманы разрушают ум. При длительных обманах в нем происходят необратимые разрушительные процессы, в результате которых ложь принимается за истину, а истина — за ложь. Ложное становится главным, а потом и единственным содержанием жизни.

Свет разума Христова тем и раздражает сынов тьмы, что не позволяет им спокойно жить по своей воле. Погасив этот Свет в себе, они стараются угасить его в других, потому что и через других освещается их жизнь, что не дает им насладиться обманами.

Но угасить Свет ума — это значит нейтрализовать ум. Ум вроде бы и есть, но в то же время его как бы и нет. А ум — это охрана жизни от греха, от зла и безумия, ибо в разуме творить безумие невозможно, одно исключает другое.

Разум сам по себе, вне Света Христова — мнимая величина, она-то и является опорой гордого человека. Реально же мы существуем только в Боге, когда ходим или стоим перед Ним. Потому Святая Церковь учит нас не всегда слушать себя, свои «умные» мысли, а слушать Бога, ибо этим актом послушания вере разум исправляется, начинает видеть и понимать значимость духовных вещей.

Свет разума Христова воссиял над миром, чтобы мы увидели себя в своем интеллектуальном бессилии и поняли, что вне Христа человек живет вне разума. Ибо Бог — Свет — Жизнь — едины.»

.

«ПРОСВЕЩАЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ

Она помогает разобраться в самых сложных вопросах жизни, помогает увидеть добро как добро, а зло как зло. И это очень важное и очень непростое знание, важнее его ничего в жизни нет, ибо, смешивая добро и зло, диавол владеет как отдельным человеком, так и всем миром. Мир тонет в обманах, устранив просвещающую благодать из своей жизни.

Жизненное пространство диавола — это мир обманов. И диавол так изощряется в них, что человеку самому распознать обманы невозможно. Человеческая ограниченность как бы не достает до края обмана. И насколько простирается его умственный взор, ему зло видится добром, а правда открывается лишь тогда, когда зло совершится.

Положение осложнено тем, что человек в первородном грехе стал склонен к обманам, склонен творить свой собственный мир представлений. Диаволу легко обманывать человека — он сам того желает. Человек любит обманы, как бы реализуя в них свои творческий потенциал. Эти обманы — как сеть живущих на земле, они так порабощают человека, что он желает жить в них, избегая трудностей реального мира, отравленного грехом.

Чтобы разрушить дела диавола, в мир пришел Сам Бог, кроме Него никто не мог этого сделать. Бог даровал человеку закон и веру, которыми он преодолевает горизонт своей ограниченности (так называемой разумности). И потому только того, кто верует Богу и слушает Его, минуют многоразличные обманы.»

.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.