Козни бесовские — Иеромонах Пантелеимон (Ледин)
ЗНАКОМСТВО С БАТЮШКОЙ
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…
Мк. 16:17
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Ин. 14:21
Лет двадцать тому назад в раздумье шел я по территории Псковского Кремля после службы в Троицком соборе: не было у меня серьёзного наставника — духовного отца. Священники, и даже опытные, не могли ответить на все вопросы, которые вставали передо мною, недавно пришедшим к Богу взрослым человеком, в «ветхой» жизни успевшим немало натворить. Охваченный невеселыми мыслями, нагнал я матушку Александру, мать одного местного священника.
— Не желаешь ли поехать со мной завтра в N? — спросила она. — Там по четвергам проходит служба по болящим.
— А я-то причем?
— Очень полезно побывать: многое поймешь.
— А мешать я не буду?
— Что ты, — ответила старушка, — Напротив. Может, даже чем-нибудь поможешь. И батюшка там очень хороший. Поедешь?
В назначенный час мы встретились, и полупустой автобус привёз нас в маленький городок с изумительными окрестностями. Недалеко от остановки — небольшой храм в честь Пресвятыя Богородицы. Служба должна была проходить в уютном низеньком приделе с множеством икон, которые покрывали все стены до потолка. Батюшка, склонившись над аналоем, исповедывал. И вдруг, едва мы вошли, резкий мужской голос проговорил на весь храм:
— Старая болтунья, будешь болтаться за язык подвешенная в аду!
Голос исходил — не подберу более точного слова — из старой женщины, которая стояла у самой солеи, схватившись за решётку руками. Она не оборачивалась и не могла видеть, кто входит в храм.
Священник пытливо взглянул на матушку Александру. Та, рухнув на колени и истово крестясь, бормотала: «Господи прости, Господи прости…» Оказывается, дорогой она кого-то осудила, и бесы тут же продемонстрировали свою осведомлённость и «принципиальность».
Очень много впечатлений было у меня в тот день! Впервые я присутствовал в храме на службе по болящим. Их собралось человек сорок, но, видимо из-за множества раздававшихся со всех сторон голосов, казалось, что больше. Я был потрясён всем происходящим. С клироса то и дело вещал бес-пророк, как сам он себя величал, постоянно напоминая: «Я — бес-пророк, про-прорицатель!» Говорил он через приятную на вид средних лет женщину. Когда она пела, то ничем не отличалась от других, но вот начиналась исповедь или проповедь, и бес тут же принимался за дело, громко изрекая предсказаниям будущем, угрожая батюшке:
— Мы с тобой разберёмся, ты скоро здесь служить не будешь. Переведут тебя в глухомань — посмотрим, кто ездить будет, когда автобусы раз в неделю…
Или рассказывал о поступках священника того прихода, откуда была прихожанка:
— Ушёл из монастыря, чтоб жить по своей воле. Любит старинные вещи: из храма к себе в келью всё перетащил. Я его обличаю, так он меня гоняет. А я вот что придумал: стал обличать его во время Евхаристического канона — ему от престола не отойти, приходится выслушивать.
То начинал хвастать, что всё знает о будущем, но не хочет говорить, чтобы мы не приготовились…
Впервые лицом к лицу столкнулся я со злобной силой тёмных духов. Убедился в реальности их существования, увидел их лютое насилие над конкретными людьми и, кажется, до конца осознал слова Апостола: «Наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).
С тех пор я стал иначе смотреть на духовную жизнь Церкви, да и окружающий мир вообще. Однако суровая картина, открывшаяся взору, не оставила гнетущего впечатления — я обрёл наставника, которого жаждало мое сердце. Встречу с батюшкой я воспринял как бесценный дар, и всё дальнейшее подтвердило, что это было уготовано Промыслом Божиим.
СКОРБИ И ИСПЫТАНИЯ
Ученик: Дай точное и подробное понятие о прелести Что такое — прелесть?
Старец: Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведённое падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною.
Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о прелести
Искушения не заставили себя долго ждать. Всяческие напасти обрушивались со всех сторон — враг пытался запугать. Начальство на работе и раньше ненавидело за религиозные убеждения и старалось утеснить. К недоброжелательству я уж стал привыкать, но что началось после участия в молебнах… И это ещё полбеды. Вокруг вообще творилось нечто несусветное. На пешеходных переходах меня пытались задавить машины, почему-то проскакивающие на красный свет. Автобусы, в которых я добирался до прихода, ломались через каждый километр, а то и вовсе попадали в аварию… Наконец, появилось немало «доброжелателей», которые говорили о моём духовнике: «Ты с ума сошёл! Он же в прелести, он делает то, что не принято…»
Моя некрепкая головушка шла кругом. Но, по молитвам батюшки, все вражьи козни рассыпались, не причиняя вреда и даже принося пользу — помогали увидеть своё несовершенство. Засыпая наставника вопросами, я с удивлением замечал, как в душе водворяется спокойствие. Отче с огромным терпением разрешал все мои недоумения, растолковывал, приводил цитаты из Священного Писания и от Святых Отец.
Передо мною открывался неведомый мир! Жизнь Церкви обретала выпуклость, объём, многомерность. Уходили примитивно-упрощённые представления о таинствах, обрядах и требах. Я начал ощущать, как сказал бы Серафим Роуз, «аромат истинного Православия».
Иначе стал читать жизнеописания подвижников благочестия и жития святых. Красота и величие их подвига заворожили душу. Святые отцы вышли победителями в многотрудной духовной брани с невидимым противником брани, к которой призван каждый из нас. Их мудрые советы сделались для меня сладкой манной, неизъяснимым утешением.
Я не пропускал почти ни одной службы по болящим. Работа (суточные дежурства в реанимационном отделении городской больницы) оставляла достаточно времени для поездок в любимый храм. Помогая настоятелю, подавая ему кадило или читая по благословению молитвы, я горячо взывал ко Господу об исцелении несчастных. Видя, как они катаются по полу, бьются в судорогах, шипят и лают, страстно желал я, чтобы здесь, на моих глазах, вышел бес. Как это описывается в житиях святых. Я был безмерно расстроен, когда, пропустив из-за дежурства службу у батюшки, узнал на следующий день, что из одной болящей во время отчитки выскакивали лягушки. Прошлёпав одна за другой немного по полу, они исчезали…
Очевидцем ещё более впечатляющего изгнания бесов оказался мой хороший знакомый. Сначала во время отчитки больная каталась по полу, а бес кричал, что не выйдет ни за что, что ему, бесу пьянства, все служат. Потом женщина захрипела, стала судорожно биться, и вышли три беса: один большой, более двух метров ростом, и два поменьше. Они были чёрные, как негры, почему-то с веревками на шее. Все присутствовавшие ясно видели, как они ушли в раскрытое окно храма…
Увы, опять это случилось без меня. Мне, разумеется, объясняли, что исцеление может происходить постепенно, что враг исходит даже потом… Но… так хотелось стать свидетелем зримого, окончательного избавления человека от насилия духа тьмы! Как я был наивен. Я присутствовал и не видел, слышал и не понимал. Лишь спустя годы я смог оценить всю грандиозность той работы, которую совершает священник в борьбе за душу болящего. Ведь прежде чем исцелить, нужно научить человека жить по-христиански, иначе в дальнейшем может произойти худшее. Известны случаи, когда исцелённые вновь заболевали из-за своей духовной невнимательности, причём часто — сильнее прежнего. Исцеление больного непременно должно включать, условно говоря, два периода. Первый — обучение основам духовной жизни, привыкание к ритму богослужения и освоение правил поведения в храме и вне его. И второй — собственно работа над изгнанием беса. Последнему же очень способствуют частая исповедь и причастие, соприкосновение со святыней, паломничества.
НА ОТЧИТКЕ
(Из личного архива)
Фрагмент газетной публикации об известном петербургском священнике
«Служба началась. Люди сбились в кучу, чтобы лучше слышать о.Иосифа. Было тихо и хорошо… Вдруг раздался дикий, прямо-таки звериный вой. Он тянулся так долго и на такой высокой ноте, что казалось — так не способно кричать живое существо. «Может, это сирена?» — подумала я и оглянулась. За моей спиной стояла женщина в чёрном платке. Лицо её было бессмысленным, глаза остановились… И тут началось! Я оказалась в самом эпицентре беснования. Со всех сторон доносились вопли. Рядом женщина остервенело билась головой о выступ. «Мужчины, помогите!» — раздался крик. У пожилой грузной женщины случился припадок: руки и ноги её скручивала и разбрасывала какая-то страшная сила — женщину было не удержать. Она мычала и отбивалась от кого-то невидимого, лицо её было залито потом.
Ни за что не хотелось верить, что всё это происходит на самом деле и всерьёз, но сомнений быть не могло — я видела неподдельные страдания людей… Бесам явно не нравилось в этом храме. «Опять приволокла сюда, ..!» — вырывался из женщины хриплый мужской голос. Я уже начала понимать, что она тут ни при чём: это бес, сидящий в ней, её же и ругает. К концу службы бесы совсем «взбесились». «Не заклинай, Оська, не заклинай!» — орали они. Изо всех углов церкви хриплые расхлюстанные голоса изрыгали матерщину. Отец Иосиф принялся кропить прихожан и болящих святой водой. Когда она попала на лицо бесноватой, стоящей рядом со мной, та отключилась и стала падать на спину… Одна девушка никак не могла прийти в себя, и помощники просили о.Иосифа почитать над ней дополнительно. Священник начал читать. Мы стояли в полутора метрах от бесноватой. Вдруг все ощутили сильный запах жжёной серы. «Смотрите, у неё из ноздрей идёт дым!» — вскрикнул кто-то. Мы и вправду разглядели тоненькую чёрную струйку. «Бес выходит!» — прошептал кто-то…»
ЧТО ЛЮБЯТ БЕСЫ И ЧЕГО БОЯТСЯ
Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Иак.1:15
Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого?
Преп. Ефрем Сирин
Не столько заботится дьявол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешникамм.
Свт. Иоанн Златоуст
Узнал я, что бесы имеют свои пристрастия, наклонности, прихоти, как» и люди. Свои «вкусы». Конечно, есть общее, но много и индивидуального, по страстям. Невольно мне вспоминались описанные в святоотеческой литературе прохождения мытарств:* действительно, бесы собраны в легионы по грехам.
Абсолютно все бесы ненавидят исповедь. Точно так же они не терпят и проповедь, научающую правильной православной духовной жизни. Это даже видно по ним, точнее, по болящим: если проповедь пространна — общая, построена на внешних красотах и много в ней воды, она не затрагивает бесов. Мало того, они начинают проявлять к ней интерес, размышляя, как бы им через похвалу ввести проповедника в самомнение. У некоторых болящих начинают тогда специфически блестеть глаза: бес заинтересован и обдумывает. Зато краткие, простые, доходчивые проповеди, научающие от Святых Отец духовности, призывающие к покаянию и объясняющие, что является грехом и как его избегать, вызывают у бесов ярость. В храме начинается «их» шум: чихание, кашель, крики, стоны…
— Прекрати, надоел, — раздаётся со всех сторон.
Но особенно противны бесам поучения о смирении и терпении. Даже простые бесхитростные описания страданий за веру, за Христа для них непереносимы.
Помню, была в нашем храме очень хорошая староста — простая, скромная, тихая старушка. Имела она нелицемерную любовь к храму, к служителям алтаря Христова, к ближним и была удивительно скромна и незаметна. Умерла по-христиански тихо, немного поболев… Написал я записочки с её именем и, раздав болящим, попросил помолиться за упокоение её души. Бесы проявили завидную солидарность: они не давали произносить её имя, обзывали «противной, вредной старухой», а один бес заявил: «Не буду за неё молиться — смиренная была». Больные не знали, кого они поминают, бесы, сидящие в них, знали наверняка.
Не нравится бесам простота и скромность жилища, уютный молитвенный уголок, лампадки у икон, святыни… И наоборот, бездушная современная мебель, светские библиотеки в доме, особенно, подборки детективов и фантастики, пустые ненужные картинки на стенах, коллекции марок, монет, спичечных коробок, сигарет, пивных банок и тому подобное — всё это радует их. Есть предметы и вещи, которые особенно привлекают бесов в квартиры и дома. Это плакаты с обнаженными фигурами, книги по йоге, оккультизму, астрологии, сонники, маски, фигурки языческих божков и, конечно, телевизор. По поводу телевизора всегда разгораются споры с болящими, они не желают расставаться с ним, и дело здесь, думаю, не только в привычке. Телевизор — это порабощение души и ума. Бесы хвастают, что живут в нём и через него успешно действуют на людей. Особенно пагубны фильмы ужасов, эротика и остросюжетная фантастика, рок-концерты и всевозможные шоу.
Недостойное поведение обитателей квартир, скандалы, пьянки, разврат, драки, матерная брань, укрывание ворованных вещей — тоже прекрасная питательная среда для духов злобы. В доме, где такое происходит, человеку, если он хочет исцеления, жить нельзя! Создание нужного духовного климата — первая необходимость.
ГОВОРЯТ БЕСЫ
(Из записной книжки)
— Это мы на молитве наводим на вас сон, уныние, страхование, чтобы отвести от беседы с Богом! Мы можем раздражить вас даже какой-нибудь волосинкой или букашкой.
— В мирские книги, журналы, газеты мы поместили изображения ваших святых! А рядом из чёрной магии заговоры пустили! Вот и ставят люди кастрюли и тому подобное на угодников Божиих, а то и вообще выкидывают в уборную!
— Мы даже малое берём во внимание, всё пишем, чтобы запнутъ на мытарствах.
— Люблю тех, кто услаждается мороженым и пивом.
— Тремя грехами мы сейчас взяли весь мир: блудом, богатством и пьянством.
— Некоторые говорят: «Что заслужим, то и получим». Говорят, а не знают, какая там мука и что оттуда не выйдешь, сколько ни плачь. Никто не услышит.
— Но особенно мы действуем через телевизор. Телевизор — вот вся твоя «святыня».
— Это мы устраиваем ссоры между людьми.
— Мы записываем каждую худую мысль, с которой вы согласились, посочувствовали ей, и ставим в хартии (так они именуют своё «досье» на нас — ред.) точки. Мы записываем каждое ваше слово. Когда вы молитесь, мы зорко следим за вами.
— Это мы внушаем вам, что из ада нельзя вымолить.
— Все веры, кроме Православной, все у нас в аду находятся.
— Люблю женщин с золотыми серьгами в ушах, на высоких каблуках, в коротких юбках или мужских брюках.
— Не нравятся мне любящие святыню.
— Через покаяние грехи в наших хартиях стираются, но большие изглаживаются только через слёзное покаяние.
— Стоят в храме, а думают о доме! А я-то рад и в хартию пишу!
— Умершие без крестов — все у меня, в аду.
— Мы сейчас совсем запугали верующих колдовством, пускай забудут, что на всё воля Бо-жия.
— Очень люблю, когда церковные или домашние тайны выносят наружу.
— Люблю, когда верующие рассказывают, чем духовник утешил. Просто замечательно, когда своё откровение духовнику они и от других не таят.
— В последнее время особенно усиливаемся нагонять уныние. Чтобы роптали на Бога.
— Мы забиваем голову мыслями о будущем, только бы о Боге и о грехах не думали и не каялись.
— Это мы внушаем ропот, даже на погоду.
— Особенно не люблю книги старческие (святоотеческие — ред.), они меня насквозь прокалывают. Это я внушаю к ним отвращение.
— Очень боюсь тех, кто добрые дела делает втайне, я учу всё выставлять напоказ.
— Кто за врагов молится, тот нас с ног сшибает.
— Духовные книги — лучшая милостыня за усопших. Никому об этом не говори. Путь не знают.
— Ненавижу терпеливых на молитву.
— Когда человек кается в грехах, тогда сети наши разрушаются.
— Не люблю, когда трое вместе молятся. Потому что Бог сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них».
— Ух, как я рад, что столько стало бесноватых.
— Очень мне нравится, когда на исповеди грехов не называют, а каются «вообще»: делом, словом, помышлением…
— Люблю, когда священники службы и требы сокращают и когда служат ради славы, наград и денег.
— Люблю тех, кто, крестясь, крест кладёт кое-как.
— Люблю, когда служат панихиды по неверующим. !
— Не терплю доброту и ласку.
— Не люблю тех, кто держит изображение старцев и подвижников и молится за них (особенно на проскомидии).
— Люблю захваченных суетой, до Бога ли им?
— Люблю когда в храм женщины приходят накрашенные и без платков.
— Люблю в церквах новшества: когда на русском языке читают Евангелие, когда, из-за перевода времени, на час раньше Пасху служат,
— Люблю жадных до святых книг: сами не читают и другим не дают. Таких очень люблю!
— Вы меня очень радуете, когда неразумно откровенничаете,
— Люблю, когда выбалтывают, что сказал духовник на исповеди.
— Люблю по судам тягать, в страх загонять. — По моему совету некоторые священники во всем, даже в деле Божием, подчиняются матушкам.
— Нравится мне, когда святыней не дорожат и небрежно с ней обращаются.
— Радуюсь, когда на могилах ставят памятники, а не кресты, когда вешают фотографии умерших, а не иконы.
— Люблю таких, которые подходят причащаться без крестов, не прочитав молитвенного правила, не простив обидчиков.
— Просто замечательно, когда священники на исповеди а помыслах почти не говорят, а в великих, грехах, как пролитие Святых Тайн, не каются архиерею.
— Ненавижу священников, которые спасают и приводят к Богу.
— Вы что же, думаете, мне могут нравиться те, кто ради Бога пьёт один кипяток или заваренную траву, а не чай или кофе?
— Не люблю воду из святых источников; не люблю, когда на ней готовят обед и заваривают чай.
— Теперь любят делать добро так, чтобы о нём все знали. Никто не хочет на небе награду получить, только бы здесь, на земле.
— Люблю вещи, которые дарят со страстью: с жадностью, с завистью.
— Люблю, когда священные книги истолковывают по-своему, не обращаясь к святым отцам.
— Особенно боюсь тех, кто непрестанной молитвой занимается.
— Не люблю осознающих своё недостоинство. Да кто сейчас такие чувства и мысли имеет?
— Очень тяжело мне покаяние подробное.
ОДЕРЖИМОСТЬ — БОЛЕЗНЬ ВЕКА
Всякий связывается узами своих грехов. Вяжет нас узами обольщение плоти; есть узы сребролюбия, пьянства, похоти, гордости. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий: таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда отвергаются Христа, узы неверности, когда изменяют и брату, узы жесткости, когда убивают подобного себе. Связанный этими узами склоняется так, что не может возвысить своей души, не может поднять взоры ума к небу, если Господь не простит ему грехи, не воздвигнет его даром Своего благословения.
Свт. Амвросий Медиоланский
Беснование — явление не новое в истории человечества. Из глубины веков дошли до нас свидетельства об одержимых. Немало примеров насилия бесовской силы над людьми содержится и в Писании. Это рассказ о бесноватом, которого злой дух, желая погубить, бросал то в огонь, то в воду; о женщине, восемнадцать лет находившейся в узах диавола (согбенной); о двух одержимых, живших в гробах (каменных пещерах) и разрывавших страшной бесовской силой цепи, которыми их пытались связать… Перед первым Пришествием Спасителя на землю беснование было распространено в ужасающих размерах — из-за отступления людей от Бога. И сейчас, накануне второго Пришествия, как и две тысячи лет назад, беснование разрастается наподобие эпидемии. Причина та же: вновь люди отвернулись от Бога, забыли небо, забыли вечность.
Много лет назад попала мне в руки книга современного православного архиерея. В ней автор пытался привлечь внимание к очень тревожному факту: умножению в людях страшной духовной болезни — одержимости. Тогда я не придал словам пастыря особого значения. Но прошли годы, и мысли архиерея всё чаще и чаще всплывают в моей памяти. Ныне болезнь достигла поистине катастрофических масштабов, одержимость перестала быть редкостью даже среди священнослужителей и членов их семей.
Что же такое одержимость? Как проникает бес в человека? Приведу слова священника Родиона: «Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в него воздух… Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душой и телом. Такие болезни исцеляются только силой Божией, путем изгнания духа злобы».
Многие авторы делают различие между понятиями: одержимость — это, мол, подверженность человека какой-либо страсти, а беснование — когда духи злобы вселяются в человека за коснение в этих страстях. Я бы не стал проводить столь резкую черту. Вселение злого духа не всегда происходит ощутимо. Кроме того, бес зачастую проявляется не сразу, и формы его насилия могут быть разнообразны. «Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил» — говорит свт. Феофан Затворник.
Явный признак одержимости, по словам одного опытного священника, — когда человек теряет разум. Часто через него тогда говорит — а то и лает, воет, шипит, ругается матом — нечистая сила. Сознание в такие моменты чаще всего отключается, и несчастный даже не знает, что вытворяет «его» бес. В других случаях человек осознает себя во время припадков, слышит, как в нём кричит бес, но ничего поделать не может. У некоторых меняется не только голос, но меняются и глаза.
Но есть и множество разновидностей скрытого, неявного беснования. В чём проявляется оно в человеческой жизни? В отдалении от Бога и Церкви, в пьянстве, разврате, тяге к извращениям. Настоящая одержимость — там, где человек порабощён грехом.
Особенную власть бес имеет над неверующими, но и верующим может досаждать. Огромное количество людей и не подозревают, что одержимы бесом. Человек до поры до времени может думать, что у него всё в порядке, просто стал немного раздражительнее… А приходит в церковь — и вдруг начинает биться в припадке.
Одержимость часто выявляется, когда подходит человек к благодатным святым мощам, к чудотворным иконам, когда его кропят святой водой, помазуют освящённым елеем, когда звучит на Божественной литургии Херувимская песнь, но особенно — во время чтения заклинательных молитв на изгнание злого духа.
Вот какой случай вселения беса зафиксирован в книге известного духовного писателя С. Нилуса: «Я задумался, — пишет Мотовилов, — как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!» И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста.
Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползающего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно-ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений».
Описанный случай, выразительный сам по себе, позволяет взглянуть на проблему ещё в одном ракурсе. А именно: оценить те изменения, которые произошли с нами за небольшой, в сущности, отрезок времени — примерно полтора столетия. Ещё в прошлом веке случаи одержимости были редкостью среди нашего народа, и что характерно — воспитанные в православных традициях, люди с большим сочувствием относились к таким больным, с искренним состраданием.
Сейчас всё в корне изменилось: наша жизнь до краёв наполнена бездушием, злорадством и глумлением, особенно по отношению к подобным больным. И это при том что духовно здорового человека у нас что называется днём с огнём не сыщешь. Одержимых сейчас сотни и тысячи, чаще всего — одержимых не одним бесом, а несколькими, не за какой-либо грех даже, а за сам образ жизни, глубоко порочный. А Мотовилов «служка» преподобного Серафима Саровского понёс судовое наказание за одну-единственную гордостную мысль…
Итак, греховностью мы приготовляем в себе место злым духам, которые начинают жить в нас «по праву», как в своём жилище. А с другой стороны, колдуны, слуги сатаны, пользуются тем, что люди не защищены силой Божией. Но нужно сказать со всей определённостью: мы сами виноваты в своих бедах.
Вот рассказ одной из моих прихожанок: «Мне посоветовали обратиться к одному деду, который заговаривал и «помогал», как мне объяснили. А болел у меня кишечник, но врачи ничего не находили, кроме большого количества слизи в нём. Приходила я к деду один раз в неделю, приносила бутылку водки и пачку масла, над которыми тот что-то шептал. Потом наливал грамм сто пятьдесят, я их выпивала и ложкой масла закусывала, после чего ложилась на топчанчик и отдыхала, т. к. пьянела. Дед же с бабкой допивали остальное. Однажды бабки не было, и дед оставшуюся водку выпил один. Бабка, придя домой, обнаружила, что обделена и очень злилась поэтому. Налив воды в стакан, она долго шептала над ней, потом подошла ко мне, лежащей на топчане, протянув стакан, приказала выпить, что я и сделала. Злорадная улыбка осветила лицо старухи: «Ну, ты меня теперь долго будешь помнить». Придя домой, я очень плохо себя почувствовала, болел желудок, что-то там шевелилось, и вдруг, помимо своей воли, я начала лаять, и довольно громко. Соседи позвонили и вежливо поинтересовались: «Вы собачку купили?» Я пришла в ужас. Кто-то подсказал поехать в Печоры к о. Адриану. Только там я поняла, что со мной произошло».
В одной из деревень Псковского района я исповедывал и причащал на дому мужчину со страшной раной на лице: левая щека у него отсутствовала, из зияющей раны торчала десна с зубами. Всё это было у него заткнуто ватой и обвязано повязкой. На мой вопрос, что с ним, он рассказал: «Несколько месяцев назад на щеке у меня выскочил маленький прыщик. Я его выдавил, не обратив особого внимания. Через день или два зашёл в наш сельский магазин, разговариваю со старухами: ждём хлеба. Вошла пожилая баба из соседнего села, подошла к прилавку, взяла с подноса селёдку и вдруг ударила меня ею по щеке. Бросила селёдку обратно на поднос и выбежала из магазина. Я мужик смирный, не буян, не грубиян, пожал плечами: «Что с ней такое случилось?» — да вскоре и забыл. Только после этого стала гнить у меня щека, врачи понять ничего не могут, лекарства не помогают».
Чувствую, напала на вас тоска и безысходность: всюду бесы и колдуны, нет никакого спасения. Совсем не так. И в подтверждение расскажу ещё один случай.
К батюшке приехала группа верующих за советом [духовным и просьбою молитв. Поговорив со старцем, хотели взять благословение на обратный путь. «Давайте помолимся», — остановил он и только после молитв «О путешествующих» благословил уезжать. После их отъезда бес, через стоявшую рядом больную, завопил: «Зачем молился? Всё нам испортил! Наши уже встречали их на повороте шоссе с наговоренной землёю, чтобы аварию сделать».
КАК ОТКРЫВАЛИСЬ В ЛЮДЯХ БЕСЫ
(Из записной книжки)
Одна женщина попросила меня дать ей мою тетрадь с выписками из святых отцов о смирении, пообещав переписать её в нескольких, экземплярах. Когда она приехала в другой раз, в ней открылся бес, который залаял собакой. Выявило его смирение.
Приехал болящий в наш храм. Мы стали молиться о нём, и вдруг он завыл сиреной. Беса спросили, за что вошёл в этого человека. Оказалось, за ловлю и продажу рыбы в воскресные дни и праздники.
Женщина лежала в больнице, и однажды пришла навестить её верующая, которая всегда носила в сумке святую воду, Евангелие, просфору, Псалтирь и молитвослов. Бес сразу учуял святыню и закричал устами болящей: «Оружие в сумке! Оружие у неё!»
Как-то приезжает ко мне верующий со своей женой и рассказывает следующее: «Отправились мы к преподобному Серафиму Саровскому в Дивеево. И вот, после целования мощей, бес открылся в моей жене. Сейчас дорогой он говорил обо всём».
Один монастырский батюшка, который отчитывал одержимых, шёл по территории обители. В это время приехали трое важных начальников. Когда они поравнялись с батюшкой, один из них вдруг запел петухом.
Приехала из Москвы одна певица. Когда на неё был накинут священный пояс, в ней открылся бес. Оказывается, ранее она работала в кукольном театре, и когда на Пасху принимала участие в представлении, с ней впервые случился припадок. С того времени припадки стали постоянными.
На другую женщину тоже был накинут сея щенный пояс. Бесноватая повалилась. Тогда сея щенник вопросил беса:
— За что вошёл?
— Ела, пила и не крестила, — последовал от\ вет.
Двое супругов привезли в монастырь отчитать младенца. Когда. священник стал читать заклинания, ребёнок начал гримасничать и плакать, но что самое неожиданное — бес вдруг заговорил и в матери.
Вот какое воспоминание оставил схиигумен Иоанн Валаамский:
— У меня был брат, жил в Петрограде, держал трактир, торговал хорошо, а я в то время I жил на подворье Валаамского монастыря. Однажды приходит брат ко мне. Когда он вошёл в келью, то почему-то стал очень волноваться. Я по садил его на стул, а вверху были иконы с мощами; вдруг брат вскакивает со стула и кричит: «Гадкие, гадкие иконы!» — и побежал из кельи. Я остался в недоумении: что это такое с ним случилось? Неужели бесноватый? Оказалось, что действительно — бесноватый. На следующий день пошёл я к нему, жена его и говорит: «Когда он пришёл домой, очень взволнованный, то стал кричать, что больше никогда не пойдёт к вам, там гадкие иконы. А когда я читаю ему что-либо из Евангелия, он тревожится: «Не говори это мне». Если окропить еду святой водой, он уже не будет есть, хотя и не видел, что кропили».
Приехала в храм начальница железнодорожной станции. Когда стали молиться, бес сразу дал о себе знать. Я спрашиваю:
— А знаете ли, что в вас сидит бес?
— Да. Однажды я пришла к матушке приходского нашего священника. Она в это время читала Евангелие, бес и проявился.
Как-то собрались верующие помолиться вместе в доме святому мученику Вонифатию. Во время молитвы в одной верующей открылся бес, он заговорил.
Был такой же случай. Собрались помолиться общей молитвой, которая вообще сильнее одиночной. У хозяйки дома, в котором молились, в иконе была частица святых мощей. Бес и открылся, сказав, что чувствует в доме святыню.
У нас в храме был крест с частицей Животворящего Креста. Приехали четверо верующих женщин помолиться. Когда я вынес крест для целования, то, поцеловав его, первая упала. Я подал крест второй — она упала на первую. Третья упала на вторую. Четвёртая — на третью.
Крест показал, что все четверо духовно больны.
Как-то подошла причащаться одна верующая, и вдруг скулы её широко раздвинулись. Это движение ясно показало, что она больна. Много было и таких, которых, наоборот, невозможно было подвести к Святым Тайнам.
Однажды пришла женщина в соборный храм во время богослужения, и в ней открылся бес, она вдруг закружилась.
Водитель «скорой помощи», мужчина лет сорока, жизнерадостный и полный сил, отправился с экскурсией осматривать достопримечательности одного старинного города. По нужде зашёл в заброшенный храм, нагадил там, запачкал стены, а потом со смехом и богохульствами рассказывал об этом своим друзьям. Вернувшись домой, почувствовал боль в животе, обратился к врачам. Они ничего не обнаружили. Начались обследования, анализы — и всё безрезультатно. Приехал в храм и на службе захрюкал. Тогда он многое понял.
Б Никольский соборный храм пришла женщина и подошла к Распятию; неожиданно в ней закричали как бы сто голосов, и она упала.
В Крестопоклонную неделю был вынесен для поклонения Святой Крест, в котором содержалась святыня. Все подходили и прикладывались, но когда приблизилась одна женщина, бес в ней заговорил разными голосами и не дал приложиться ко Кресту. Так и ушла, не поцеловав креста.
Года четыре назад приехали к нам верующие, мать с дочерью, откуда-то издалека. Разговаривая е ними, я перелистывал «Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости». Дело было летом. Мы сидели на скамье напротив храма. Когда я открыл статью «О старце Вырицком Серафиме», где он был изображён в схимническом облачении, одна из приезжих, дочь, зашипела на старца, как змея. Видно, крепко не любит бес прозорливого Серафима.
Как-то, уже давно, приезжает ко мне одна девица и жалуется: родители говорят, что она бесноватая. Спрашиваю:
— А на отчитке была? Что она показала?
— Ничего во мне не нашлось.
Стал я её проверять, но тоже безрезультатно.
— Приди завтра, у нас будет специальная обедня по болящим: не откроется ли тогда бес, если он есть в тебе?
И что бы вы думали? На другой день во время обедни бес таки в ней проявился. Нужно было видеть, как он ходит: то подымается грудь, то колышется живот. Но бес сразу её «увёз», больше она никогда у нас не показывалась.
ЛЕГКОЕ БРЕМЯ
Близость с Господом познаётся не по плотскому сродству, а по тщательности в исполнении воли Божией.
Свт. Василий Великий
Любящим Бога удобен и приятен труд исполнения заповедей, потому что любовь Божия делает подвиг лёгким и вожделенным.
Преп. Макарий Египетский
Заповеди Божий выше всех сокровищ мира.
Преп. Исаак Сирин
Господь положил заповеди из любви Своей к нам, по неизреченной Своей милости, для нашей же пользы. Выполнение этих заповедей для нас легко. Господь Сам это свидетельствует в Евангелии от Матфея: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». «Отчего же нам трудно их выполнять?» — спросите вы. Из-за эгоизма, самовлюблённости и непривычки себе в чём-либо отказывать. В нас нет любви к Богу, мы забыли, что являемся христианами, воинами Христа. Отступничество наше от Господа страшно и всесторонне. Мы часто переходим в стан врага, даже не замечая этого, вернее не желая замечать.
В таинстве крещения мы отрицались сатаны и всех дел его и обещали Господу выполнять только Его волю. Обещали отвергнуться себя и каждый шаг, любой поступок совершать во Имя Христа, по канонам и правилам Святой Православной Церкви. На деле совсем не так. Есть молитвы на освящение любой вещи и на всякий случай — мы ими пренебрегаем, есть Таинства Церкви — мы к ним не приступаем, есть Богослужение и молитвенные правила — мы в них не участвуем, есть пост и воздержание — мы не соблюдаем этого. Запускаем себя до такой степени, что враждебность ко всему церковному становится нормой нашей жизни. Так мы, сами того не замечая, отказываемся от Христа.
Часто спрашивают:
— Как избавиться от беса, как изгнать его?
— Исправляйте жизнь свою, становитесь настоящими христианами. Чтобы бесу самому невозможно было в вас находиться.
— С чего же начать?
Обычно я подвожу вопрошающего, если разговор происходит в храме, к полкам с книгами. Недостатка в духовной литературе сейчас, слава Богу, нет. И о посте, и о молитве, и о подготовке к исповеди — практически на любой вопрос желающий спасти свою душу найдёт ответ. К бесценному духовному сокровищу имеет доступ наше поколение. И что же? Отсутствующее, безразличное выражение чаще всего обнаруживаю я на лице «желающего спастись». Всё понятно: это не интересно, долго и скучно. Требуется что-то захватывающее, увлекательное и главное — не длинное. Как при простуде: принял таблетку, и всё прошло. А здесь — читай, изучай, а потом ещё и выполни, иначе совесть будет обличать…
Не нахожу порою слов, чтобы выразить удивление этой апатией, этим нежеланием знаний единых на потребу. Почему такое происходит? В чём причина столь жуткой духовной анемии?
Мне думается, таков итог затянувшегося богоборчества русского человека. Богоборчества, превратившего его в духовного мутанта. По характеру своему добрый и отзывчивый, сострадательный и щедрый, желающий встречи с Богом и стремящийся к святости, он, народ-богоносец, как его звали раньше, в результате превратился в ничтожество, порабощённое пороками и бесовщиной.
Как бы вы поступили, если бы придя в свой дом, увидели распоряжающихся в нём без всякого спросу посторонних людей? А как поступить Творцу и Владыке космоса и земли, когда Он видит, как мы попираем все духовные законы и правила?! Вот Он и попускает нечистым духам вселяться в нас, наши дома, жилища, животных. Чтобы увидев это, мы одумались и исправились. Только вместо плача и покаяния мы, священники, часто слышим ропот и возмущение: «Ведь мы не знали!» Неправда, не хотели знать, боялись узнать, чтоб не выполнять.
Мы должны наконец понять, что не только каждый шаг наш, каждое деяние известны Богу, но ни одна мысль, ни одно движение души, ни одно расположение сердца — ничто не сокрыто от Него. Господь знает всё и видит, ангелы Божий, хранители наши, отошли от нас за грехи наши, бесы записали все наши дела и проступки в хартии свои… Чего же мы ждём, почему не спешим ко Господу с покаянием, почему не торопимся очистить душу свою в Таинстве исповеди?
Без всякого оправдания, с сокрушением сердца, со слезами мы должны воспринять этот дивный Божественный дар, это Божественное чудо, могущее воскресить нас, переродить и исправить.
ОСВЯЩЕНИЕ «НЕСПОКОЙНЫХ» ДОМОВ
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему…
Лк. 19:9
Сначала два примера, как не надо поступать. Мужчина с семьёй переехал жить в Ленинградскую область, купив бывший финский хуторок. Строиться начал, как водится в наше время, без молитвы и благословения, да ещё для фундамента дома взял камни и плиты с могил заброшенного местного кладбища. Построился, пожил немного и умер, оставив дом детям. Но радости дом и им не принёс. Те постоянно жаловались, что в нём невозможно жить, тяжело и неуютно. В довершение всего, хулиганы раскопали могилу старика в поисках фронтовых наград…
Другая история. Одна семья стояла в очереди на квартиру. Шли годы, очередь двигалась очень медленно. «Одно жульё везде», — ворчал хозяин. Негодовал-негодовал да начал жалобы писать в разные инстанции. Так прошло ещё года два. Озлобленные, измотанные тяжбами, супруги наконец получили трехкомнатную квартиру. Въехали и устроили шумное новоселье. «Меня не проведёшь, — говорил пьяный хозяин, — кому угодно нос утру!» Месяца через три и свадьбу сына отпраздновали. Только счастья и тишины в этой квартире не было. Сын начал пить и постоянно ссорился с женою. Она то уходила к своим родным, то обратно возвращалась. Да и старики начали хворать.
— Позавидовали нам… Точно, что-то сделано, — говорила хозяйка мужу, — к бабке надо сходить, снять сглаз.
— Сначала сына нужно закодировать, — возражал старик, — тогда всё образуется.
Сын пригласил своего приятеля Жору, который что-то смыслил в «биополях». Тот подвесил обручальное кольцо за нитку и начал проверять квартиру. Кольцо то раскачивалось, то ходило ходуном под удивлёнными взглядами домочадцев.
— Смотри-ка, и точно что-то есть, — удивлялся старик.
— Сделано, сделано, — напирала хозяйка.
Жора поддержал предложение сходить к опытной «бабке» и даже дал адрес. Выстояв огромную очередь, попали на прием, получили инструкцию: что и где посыпать, где и как окропить, какие заговоры прочитать. Выполнили всё тщательнейшим образом под наблюдением деда. Через полгода от рака скончался хозяин, следом за ним — жена. По квартире начали летать огоньки, передвигаться предметы… Сын с невесткою разменяли её, так как разошлись окончательно.
Можно только удивляться таким «православным христианам», их слепоте духовной, полному непониманию смысла жизни, пребывания своего на земле. Поведение их противоположно учению Христа, всеми делами своими они показуют, что стали врагами Его. Страшное омрачение!
«Помогите, с квартирой творится что-то неладное, там невозможно находиться!» — очень часто в последние годы приходится слышать такие просьбы. На освящение «неспокойных» жилищ священники тратят всё больше сил и времени. Между тем, в требниках Русской Православной Церкви прямо указана последовательность наших действий: вначале «Молитва на основание дому», затем «Молитва, егда кто имать внити в дом нов», а только потом, если потребно, «Молитва о храмине, стужаемой от злых духов». Существует чин на основание града, на освящение места под кладбище и так далее — практически на все житейские нужды. Всё это наши предки знали и выполняли, поэтому было редкостью вселение нечести в дома и бани, гумна и тока. У нас же, в сущности, получается не освящение жилища, а очищение его от непрошеных «квартирантов», от всякой духовной мерзости.
Почему же бесы расположились в наших домах? Всё просто, мы создали для них прекрасные условия. Посмотрим духовными очами на наше жилище. Чем мы привлекли к себе врага?
Может быть, работали в квартире или на строительстве своего дома по воскресным и праздничным дням, когда, по правилам Церкви, обязаны быть на Богослужении? Да еще оправдывали себя, дерзко отвечали удерживавшим нас от такого безрассудства?
Может быть, в доме курим или позволяем это делать другим?
Устраивали попойки, допускали матерную брань, непристойные песни и разговоры?
Кричали на родителей, требовали для себя лучшую комнату, притесняли при этом других и обижали их?
При получении квартиры или строительстве обманывали кого-нибудь, расплачивались с водкой?
Разрешали колдунам, экстрасенсам, биоэнергетикам, йогам, последователям Рерихов и Блаватской мастерам неконтактного массажа и другим «целителям» приходить в ваш дом или совершать в нём магические действия?
Проверяли биополя квартиры, гадали, играли в карты, занимались спиритизмом, вели в доме антирелигиозную пропаганду?
Допускали в квартире развратные действия, занимались сводничеством, развращали малолетних или своим поведением подавали плохой пример им?
Воскуряли восточные благовония: индийские ароматические палочки и т. д.?
Всё, что здесь перечислено, как магнитом притягивает бесов в квартиру, поэтому, исповедовав совершённое, будем избегать в дальнейшем таких поступков.
Но это только поддела. Оценим теперь должным образом интерьер нашего жилища. На полках книги еретического содержания, астрологические прогнозы учебники неконтактного массажа, магии и т.д. На стенах плакаты эротического содержания, ритуальные маски, бесы, страшилища… Просто оторопь берёт: как люди не боятся Бога, как возлюбили грязь! На кухне а то и в комнате, коллекции пивных банок, спичечных коробок, пачек от сигарет. В ванной залежи шампуней и кремов. Всё говорит о том, что тело здесь любят, холят и выполняют его прихоти. Только это самообман. Потакание страстям, чрезмерные заботы о плоти никогда не ведут к здоровью.
Однако обратим особое внимание на хозяина сегодняшнего дома, кумира и любимца, — телевизор. Во многих квартирах в каждой комнате, а то и на кухне стоит он. Для полочки с иконами не находится места, для него же — самое лучшее и удобное. О какой молитве можно говорить с обитателями такой квартиры, о каком православном образе жизни?
Телевизор отнимает у нас время, самый драгоценный талант, который даровал нам Господь. Почитать и помолиться уже некогда, заниматься и беседовать с детьми не надо: достаточно посадить их рядом, пусть смотрят…
Он нас облучает, от сидения перед ним мы устаём, впадаем в апатию. Вялость и сонливость, безразличие захватывают нас в свой плен.
Ни для кого не секрет, что нас кодируют через него, навязывают мнение по тем или иным вопросам, отучают мыслить самостоятельно и анализировать события и факты. Он давно стал для нас гуру и учителем, авторитетом в последней инстанции.
Через телевизор в наши квартиры входят воры и грабители, убийцы и насильники, инопланетяне, чудовища и прочая мерзость.
Мы не только сами смотрим по телевизору сцены убийств, насилий, разврата и тем самым становимся соучастниками их, мы ещё разрешаем детям смотреть эту гадость. По невежеству своему мы ведь не знаем, что дети, как наиболее восприимчивые, особенно быстро заболевают от соприкосновения с греховным… Современный человек, столь щепетильный в вопросах внешней чистоты своего жилища., проявляет поразительное безразличие к духовной грязи, не замечает её, сроднился с нею.
Мы должны изменить свою жизнь. Никто не говорит, что это просто: перестраивать своё отношение к миру и окружающим людям сложно, но мы’ обязаны это сделать.
Не будем колебаться в вере нашей, станем достойными чадами Церкви Православной! Не будем оглядываться вспять, став на путь исправления. Выбросим всё ненужное и богопротивное из дома своего раз и навсегда. И обратимся к иерею Божию с просьбой освятить жилище наше, как должно, по чину Церкви Православной.
ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ
Беседа о духовном
Как-то раз зашла духовно болящая к своей знакомой. Старушка в это время копалась в огороде. Сели на крыльце и начали беседовать о «едином на потребу». Вскоре гостья засобиралась, прося прощение за то, что отвлекла хозяйку от работы. Та махнула рукой: «Эти дела всегда справятся, давай ещё побеседуем о Господе».
Впоследствии болящая рассказывала: «Бесу моему очень не понравилось, что старушка поставила на первое место беседу о духовном. «Лучше бы она копалась в огороде, делами мирскими занималась», — не раз повторял он».
О благоговении
По церкви шла старушка, громко стуча палкой об пол. Бес закричал: «Там будут за это палками тебя бить!»
На кладбище
На кладбище у церкви, куда любила приходить болящая, было множество памятников и лишь изредка попадались кресты. Вместо иконок (как принято по православному обычаю) на многих могилах — фотографии умерших. Иногда они располагались прямо на крестах.
Бес, обитавший в этой женщине, очень радовался, что люди ставят свечи на могилы и зажигают их перед памятниками и фотографиями умерших, а не перед иконами и святым крестом; радовался, что на некоторых могилах стоят рюмки с водкой для поминовения.
О телевизоре
Приехал в монастырь батюшка со своей духовно болящей матушкой. Бес устами одержимой во время молебна закричал: «У них в доме мир! Я не выйду из неё!» После молебна служивший священник поинтересовался: «Какой это «мир» в вашем доме?» Оказалось, что «мир» создавали два телевизора, которые работали в их доме с утра до поздней ночи.
Паломники
Однажды к нам приехали издалека две родные сестры, одна из которых была духовно больна.
Сестры совершали паломничество по святым местам. Зайдя в храм и увидев низкие цены на церковные требы, бесноватая замерла на месте и долго стояла поражённая. Во время молебна «её» бес вдруг прокричал: «Из-за вас, православных, антихрист задерживается».
После молебна сестры зашли в сторожку. Здесь по стенам было развешено множество бумажных икон, что заметно не понравилось бесу. Когда лее старичок-диакон ласково обратился к псаломщице, бес потерял терпение окончательно: «Ненавижу это сюсюканье». А чуть позже, когда сестры выходили из дома, добавил: «Худо было мне от множества икон».
Это напомнило мне слова другой болящей: «Как только скажу кому слово ласковое, бес внутри готов разорвать меня на части». Ещё бы, доброе отношение к ближнему угодно Богу.
О «скорой помощи»
Священник разговаривал с бесноватым.
— «Скорая помощь» придумана нами, — заявил вдруг бес.
— Как так вами?— возмутился священник. — Это для оказания помощи больным!
— А я тебе объясню, почему нами: раньше, как сделалось плохо человеку, звали священника со Святыми Дарами для исповеди и причащения, а теперь — «скорую», которая привозит больного в такие условия, где нет ни икон, ни другой святыни. Он и умирает без покаяния, а душа его к нам в ад идёт.
Фотографирование в монастыре
Великим постом в монастырь приехали мирские фотографы и стали снимать монастырскую жизнь. Бес тут же заорал устами сидевшей в углу одержимой: «Это я их постом в монастырь прислал — монашенок и верующих от молитвы отвлекать!»
Молитва напоказ
Однажды в разговоре со мной один монах в присутствии бесноватой похвалялся: «Вот, батюшка, вчера молился с девяти до девяти!» Позже, во время припадка, бес припоминал этот случай и радовался: «Вот это по-нашему! (Имеется в виду выставление напоказ своих подвигов — Ред..)Хорошо бы он ещё потужил, что служба долгая, да стоять тяжело — устал, мол».
Ещё вспоминаю, что бес как-то кричал: «Почему ты учишь скрывать молитву? Как мне нравится, когда бегают с чётками и молитвенником!»
Любое обнаружение без нужды своих трудов перечёркивает их, делая бесплодными.
О Священном Писании
Бес говорил: «Не люблю Псалтирь — ею грехи прощаются». Тогда спросили: «А Евангелие?» — «Сам Господь говорит… Терпеть не могу!»
УТРАЧЕННАЯ ГАРМОНИЯ
Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества… Первой казнью была вечная смерть, которой подвергалось всё человечество в корне своём, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второй казнью был всемирный потоп за допущенные человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последней казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Страдает за грехи человек, и всё творение Божие страждет за бездуховность нашу. Промахи в духовной жизни, наша беспечность, безграмотность оборачиваются болью и страданиями ни в чём не повинных животных.
Если мы заглянем в священнический требник, то нам станет ясно, какими вниманием и заботой должны бы мы окружать природу, всё, что вокруг нас. В требнике огромный список молитв на всевозможные житейские надобности (на благословение стада, на выкапывание колодца, молитвы над гумном и т. д.).
Однажды на приходе встретил я женщину, всю в слезах.
— Что случилось? — спрашиваю.
— Беда, батюшка! Коровку выгнали в поле, а через два дня она заболела. Легла, молока не даёт. Ветеринар посмотрел, не поймёт, что к чему… Советует забить, а жалко.
— Георгиевской водой не кропила её?
— Нет, забыла взять…
— Поспеши в храм, возьми водички, окропи её и пару дней пои этой водой. Потом приду, и молебен отслужим.
Через два дня бурёнка уже стояла. Отслужили молебен с заклинательными молитвами, окропили всё в хлеву, и животное поправилось полностью…
И земледелец, и скотовод обязаны положить твёрдым правилом: ничего не начинать без молитвы, без благословения Божия. В наше естество должно войти сознание ответственности перед Богом за творение Его. Но, к сожалению, не думая о себе, мы тем более не думаем об окружающей нас природе, а если и вспоминаем о ней, то разве что с эгоистической целью: взять побольше. Не добрые, любящие хозяева, а бездушные потребители.
Между тем, это ведь к нам относятся слова Спасителя: «…шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари» (Лк. 16:15). Но как проповедовать бессловесной твари? Этому учили нас Серафим Саровский, Сергий Родонежский и другие угодники Божий. Благодатию Его… Через нас благодать должна изливаться на всё окружающее. А если мы этого не понимаем? Тогда приходит враг и творит своё.
В сёлах и деревнях не знают простейших вещей, которые наши предки впитывали с молоком матери. Не знают, что необходимо освящать поля и луга, скот, колодцы, надворные постройки и уж, конечно, семена перед посевом. Современные земледельцы не допускают мысли, что молитва способна низвести дождь, уничтожить вредителей, вылечить скот от болезней.
Неверие охватило сердца, нет в них Духа Святаго, а лишь сомнение и пустота, да диавол со страстями. Вот и травим всё вокруг гербицидами, убиваем ядом всё живое и себя, приближаем конец видимого мира.
У моего прадеда Николая был большой сад.
— Сколько себя помню, — рассказывала мать, — яблок было очень много. Они лежали в саду в огромных плетёных коробах, а заборчик был низенький, только чтобы скот не зашёл. Залезут ребята за яблоками, дед выйдет, улыбнётся и говорит: «Берите, детки, сколько нужно, только веточки не ломайте». И гусениц или тли в саду никогда не было.
Что ж, когда с любовью к ближним да с молитвою, то и не мудрено, что так получается… Умер прадед благочестиво. Перед смертью пришёл к нему во сне святитель Николай: «Собирайся, Николае, через три дня придёшь ко мне». Известил своих старик, но не поверили. Исповедался, причастился и на третий день домашние, встав от сна, обнаружили его на скамье в красном углу уже одетого и со свечою в руках…
Мне рассказывали, в старину, «на Георгия», служили в деревнях водосвятные молебны, крестьяне выгоняли первый раз в поле украшенных веночками из цветов коровок, а батюшка кропил их всех святой водой и читал молитвы. И были все животные красивые и праздничные.
Теперь не так. Без молебна, без священника, зато с руганью гонят ошалелый скот на пустые поля, зачастую еще до Егорьева дня… Результат, как говорится, налицо.
Как быстро произошло падение людей! Семьдесят лет без веры — и мы уже не понимаем окружающий мир. Ничего не растёт, всё валится и рушится, вымирает и, в полном смысле, обезображивается. Нет образа Божия в мире. Всюду сатанинская разруха, нежить всюду на Руси. То слышишь рассказы о взбесившихся лошадях, то о собаках, бросающихся на людей, — только крестное знамение может их остановить. Попускает Господь врагу действовать на нас через животных. Всё по нашим грехам.
Но случается ещё и иное, доброе и трогательное в природе. Отправился как-то раз один священник с группой молодёжи в Малы, красивейшее место под Старым Изборском. Поехали с ночёвкой, взяв с собой палатки. Вечером, как полагается, встают все на молитву, но комары настолько лютуют, что сосредоточиться на мысли о Боге нет решительно никакой возможности. И вдруг налетает стая стрекоз и расправляется с комарами…
Не молитвами ли преподобного Онуфрия Мальского для укрепления веры ребят сотворил Господь это маленькое чудо?
ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказывать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя.
Преп. Ефрем Сирин
Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а между тем истину обнаруживает яснее.
Свт. Иоанн Златоуст
Как часто приходится слышать: «Помогите, запутался совсем, ничего не могу понять в жизни своей, всё идёт не так!» Что ж удивительного, если вся жизнь построена на лжи, на обмане себя, Бога и ближних? Люди не живут, а «кажутся», им надо себя преподнести в должном виде, преподать… Обман, наслаиваясь, создаёт нам иллюзию бытия. Мы переходим в ирреальный мир, в «Зазеркалье», а там совсем другие законы, порядки и властвует уже не Бог, а противник Его, отец лжи и обмана.
Если мы обратились к Богу, если хотим себя исправить и приготовить к блаженной вечности, то нам очень серьёзно надо задуматься. Ложь, обман, кокетство и наигранность, пустословие и смехотворство всё это должно уйти из нашей жизни.
Сбросим с себя путы. Господу нужны свободные люди. Свободные от пороков и лжи, надуманности и лукавства. Всё, мешающее нам на этом пути спасительном ко Христу, надо отринуть.
Пристрастие к одежде, машинам, уюту и комфорту, которое не только не считается пороком, но и особо ценится, даже в церковной среде, — ещё одна разновидность обмана. Потеряна простота быта, внешняя «накрученность» отражает внутреннюю несобранность, бесцельность, раздробленность. Любопытная деталь: во Франции самая вычурная мебель была создана во времена тех Людовиков, которые отличались особой развращённостью нравов. Внутренняя пустота требует заполнения, и мы «заполняем» её чем-то внешним. Душа жаждет горняго, мы же даём ей дольнее!
В деревнях кое-где ещё можно встретить простые столы, сундуки и табуреты. В таком доме самое красивое — уголок с иконами: ленточками он украшен, полотенцами. Остальное убранство просто и функционально, и только расписная ложка или резной конёк на доме да наличники окон указывают, что хозяевам не чуждо восприятие прекрасного. Но они понимают, что красота более всего приличествует красному углу, а в остальном уместна сдержанность и скромность.
Много мне рассказывали о блаженных старцах Игнаше и Ванечке, известных в Петербурге, Новгороде и Пскове в 40—50-е годы. С любовью передавали в народе случаи прозорливости и удивительные предсказания их. Особенно много я слышал о Игнаше. Маленьким мальчиком его исцелил от слепоты праведный Иоанн Кронштадтский и благословил на подвиг Христа ради юродства. К старости Игнаша опять ослеп, его всегда кто-то водил. Переходил он с прихода на приход, вразумляя и наставляя православных как раз в то время, когда священство боялось и слово сказать, так как многие батюшки только что возвратились из лагерей, отсидев кто восемь, кто десять лет. Быт странников был неприхотлив, прост и неприметен. Часто они и документов-то не имели, а Господь хранил их.
А матушка Мария Старорусская? Всю жизнь прожила, не имея ни своего угла, ни паспорта, ни пенсии, но многие были счастливы принять её в свой дом.
Нас же всё отвлекает от Бога, любая безделушка приводит в восторг. Что-то собираем, коллекционируем, достаем… Когда же молиться? Остановись, безумие человече, помысли о Небесном Царствии, воздохни о своей душе.
ГОВОРЯТ БЕСЫ
(Из записной книжки)
— Многие каются, а от дел не отстают!
— Ненавижу, когда человек мужественно борется со скорбью. На душе кошки скребут, а он вида не показывает. Эта борьба мне крайне не нравится.
— Боюсь низших чином, но высшим духом. А высших чином, но низших духом — таких не боюсь.
— Я и под видом смирения внушаю гордость. «Смиряюсь», когда предлагают в карты сыграть или пост нарушить…
— Ни в ком не замечаю борьбы с нами. Стоит вложить мысль греховную, как её тут же принимают и исполняют.
— Наш князь как даст нам задание, мы сразу идём исполнять, а вы пока раскачаетесь на повеления Божий…
— Если мы и допустим сделать доброе дело, то уж позаботимся, чтобы около него были совершены сотни и тысячи мелких грехов. Вот уж точек в хартии нашей наставим…
— Сейчас многие прямо с низших мытарств к нам в ад отправляются, за осуждение других (особенно священников и монахов). И чревоугодников много: все любят поесть и попить повкуснее. Они и не каются в этом; придут в храм, на лавочке сядут и говорят о мирском. У них и мысли нет чтобы покаяться.
— Родители не отучают детей от худого так до старости они и останутся в злых привычках.
— Во многих церквах я чувствую себя вольготно: там, где верующие разговаривают, ведут себя, как на базаре. У тебя я стою на второй ступеньке, дальше не могу войти. У о.П. я стою на улице, мне страшно даже к притвору приблизиться. У некоторых нерадивых батюшек, которые, например, выпьют да идут служить, я бываю и на краешке алтаря.
— Нравится мне, что сейчас многие совсем не говорят о Боге и Матери Божией, ни с батюшками, ни между собой. Одна плоть, ничего духовного, даже в храме о мирском болтают.
— Это мы внушаем, что антихрист уже родился.
— Мне нравится, когда священники без уважительной причины просят у архиерея перевода на другой приход.
— Далее через поминовение усопших кутьёй мы вводим в грех. Например, говорит вдова: «Помяни моего Ивана». А Иван-то её повесился, или опился водкой, или умер в неверии.
— Мне бы хотелось, чтобы все верующие так говорили: «Молиться нет времени… В храм ходить некогда, дел много…» или: «Муж не пускает…» или: «Гости приехали…» Мы вам сколько угодно отговорок найдём.
— В моём плане первым пунктом значится: чтобы реже ходили в храм.
— Не люблю книг о святых отцах. Всё в них против нас написано. Мы день и ночь учим осуждать священников.
— Даже если с разрешения архиереев отпевают заочно самоубийц и опившихся, всё равно души их наши.
— Утешаюсь я тем, что не один страдать вечно буду, а повлеку за собой море людей.
— Терпеть не могу, когда священники на исповеди, объясняя и спрашивая, вытягивают грехи.
— Наши священники сбивают истинных священников, наши монахи сбивают истинных монахов, наши верующие сбивают истинных верующих.
— На высшем духовном уровне — благодарение Бога за искушения и скорби.
— Я пепла из кадила после Литургии очень боюсь от Херувимского ладана.
— Нравится мне, когда на клиросе ошибаются, Когда случаются перерывы, молчание.
— Когда Страшный Суд будет, все встанут, возьмут свои кресты с могил и пойдут на суд. А те, у кого крестов не будет, как думаешь, куда пойдут?
— Ты хоть одного человека оскорби, чтобы он ушёл расстроенный! Вот тогда мне радость будет.
— Златоуста не люблю, он многих научил молиться.
— А! Грешите и каетесь? Всех бы вас разорвал!..
— Как мы отнимаем благодать, когда вы идёте из храма, особенно после причащения? Мы внушаем зайти к кому-либо или подсылаем человека с разговорами о мирском. Вот вы и идёте с мирскими мыслями, забыв о том, что слышали в храме. Так и отнимается благодать.
— Люблю любопытных, особенно в храме.
— Очень нравится общая исповедь! Я бы двадцать четыре часа в день ходил! Никакого греха не надо говорить и стыда не надо испытывать.
— Я внушаю оставлять всё «на потом». Потом почитаете молитвы, потом — Евангелие, потом в храм сходите, потом и доброе дело сделаете. Если успеете.
— Все эти выписывания и переписывания из божественных книг, особенно святоотеческих, ненавижу.
— Молитва задержания мне очень мешает осуществлять мои планы.
— Очень люблю непослушание. Хотя на волосок его — и то мне нравится!
— Тех, которые сострадают бесноватым, я боюсь, а которые боятся их, потому что мы в них сидим, — те мне нравятся. И боящиеся колдунов мне очень милы.
— Ненавижу тех, кто читает Псалтирь, особенно ночью.
— Не люблю довольных любой пищей. Это я вас учу разбираться и капризничать.
— Нравится мне, когда напоказ чётки носят, губами шевелят, демонстрируя, что молятся. И ещё — когда говорят или показывают, чем пожертвовали.
— Угождают мне те, которые говорят: «Бог милосерден, и то и другое можно».
— Люблю, когда верующие за советами идут сначала к одному, а от него к другому священнику, особенно — к неопытному, который иногда и с истины сбивает.
— Люблю таких верующих, которые сегодня помолятся усердно, вычитают всё своё молитвенное правило, а завтра или сокращают его, или оставляют.
— Ты что, думаешь, я боюсь тех, кто о духовном много знает? Нет, мне страшны те, кто много делает, кто исполняет то, что знает!
— Особенно не люблю из Евангелия от Луки двенадцатую главу!
— Да, пишут про церкви, но только внешнее, мирское! Нет ничего духовного.
— Вы, холёные, начёсанные, выбритые, разодетые — все мои! Люблю занятых миром, а не спасением души.
— У курильщиков не только дым мой, но и огонь!
— Мне нравится, когда говорят: «Екатерина Владимировна», «Сергей Васильевич»… Только бы не «раб Божий», только бы не «раба Божия».
— Надо бы довести стоимость духовных книг до сорока тысяч, чтобы их не брали… Постояли бы, посмотрели и ушли.
— Это мы внушаем вечернее правило оставлять! Как ты думаешь, если человек уснёт, не помолившись, да умрет во сне — куда его душа пойдёт? В рай что ли?
— Исповедаются в грехах, а от причин не уходят.
— Обцеловал бы тебе ручки и ножки, если бы ты сфотографировался вместе с католиками, или лютеранами, или раскольниками!
— Люблю своих монахов. Мои монахи мясо едят, вино пьют.
— Особенно ненавижу святых, которые достигли любви и в жизни терпели искушения и скорби.
— Смирения терпеть не могу.
— Может ми человек, который перед телевизором умер, мытарства пройти? Ну, если бы ещё газету читал, может, и прошёл бы, но если телевизор смотрел: клоунов, колдунов, бесстыдства — ни за что не пройдёт.
— Встречи и доклады для духовенства тоже мы устраиваем, отнимаем у них святые мысли, только бы о Боге и о спасении души не думали, забиваем их головы всякой пустотнёй.
— Меня усилиями только священника не выгонишь. Надо и самим поститься, молиться: вот тогда мне бой… Я не хотел говорить, но наперсный твой Крест со святыней меня вынуждает сказать, сними его!
— Вам надо спасаться болезнями и скорбями, иначе вам не спастись.
— Как только ты подумаешь: «Она колдунья», — я грех записываю. Колдун ничего не может cделать без попущения Божия.
— Я вашей воды малого освящения больше боюсь, чем монастырской, она с источника, да с алтаря, с копием и с мощами. (Об этой воде читайте в главе «Водосвятный молебен». — Ред.)
ЗА ЧТО ВХОДЯТ В ЧЕЛОВЕКА БЕСЫ?
Грехи — признак духовно мёртвого человека.
Свт. Тихон Задонский
Греховное растление ведёт к гибели. Скрытно проникая в глубину, оно постепенно производит в приходе неисцелимое разложение, которое кажется малым, но делается необъятным, потому что распространяет своё действие, подобно закваске с ног до головы.
Жизнь грешников есть смерть, потому что томятся они тлением и смертию и живут, чтобы умереть для вечного мучения.
Преп. Ефрем Сирин
Одна женщина совсем не могла есть зелень. От «зелёного духа» у неё тотчас начинались страшные рези в желудке. В гастроэнтерологическом отделении она проводила больше времени, чем дома, «скорая» дежурила у её подъезда, но кроме экстренной помощи медицина ничего не могла ей предложить. У женщины было то, что в народе принято называть порчей. Только после того, как она стала посещать в нашем храме службы по болящим, наступило облегчение, она забыла о больнице, о таблетках, о своей «непереносимости» зелени…
Парадоксально, но факт: врач, призванный исцелять, в наше время зачастую лишь усугубляет болезнь. Главным образом это касается заболеваний, вызванных непосредственным воздействием духов злобы. Несколько десятилетий «прогресса» привели нас наконец к полному духовному невежеству. Мы забыли и то, что совсем ещё недавно знали. Например, до революции наши медики без особых трудностей отличали духовное заболевание от естественного. Теперь же, затрудняясь в постановке диагноза, врач посылает своих пациентов к «бабкам», знахарям, экстрасенсам, колдунам… А в старину, говорят, доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится.
За что же входят бесы в человека? Почему это становится возможно? Как Бог такое попускает?
Первые ответы на эти вопросы я получил на службах у своего духовного отца, когда он, закляв беса, спрашивал его: «За что вошёл, когда?» — и бес, понуждаемый именем Иисуса Христа Господа нашего, должен был отвечать.
Чаще всего в ответах упоминались аборты и предохранения от беременности. Потом — блуд и прелюбодеяния, в особенности, рукоблудие и половые извращения. Далее — чревоугодие и чревобесие, несоблюдение постов. Затем — обиды, наносимые родителям.
…Однажды меня пригласили исповедывать на дому больного юношу 16 лет. Прихожу и встречаю высокого парня, который отворачивается, не может смотреть мне в глаза. Объясняет, что постоянно приходят бесы и требуют, чтобы выбросился из окна. Вмешавшаяся в разговор мать рассказывает о болезнях сына, о капельницах, о том, что после них «всё и началось»… Наедине парень признался: капельницы тут ни при чём, бесы появились после того, как он стал заниматься онанизмом.
Я поисповедывал юношу, причастил и потребовал, чтобы родители регулярно водили его в храм. Но мать уверяла, что это невозможно. Он падает на службе, корчится на полу — она не может на это смотреть, да и неудобно перед людьми… Все мои доводы оказались бесполезными, мать не хотела утруждать себя. Кончилось всё трагично: через полгода юноша пошёл на железную дорогу и лёг под проходящий поезд…
Ещё случай. Одна мать привела к нам в храм своих сыновей. Оба они ей «не нравились», у одного к тому же было неизлечимое (по медицинским показаниям) кожное заболевание. Я проверил их и обнаружил, что все, мать в том числе, больны духовно. При освящении квартиры обратил внимание на фото мужчины.
— Ваш муж?
— Нет, — смутившись, ответила женщина. — Это ДРУГ.
Оказывается, уже много лет она встречалась с женатым мужчиной. Этот грех да проклятия жены и явились причиной болезни сыновей и её самой.
Входят бесы за поругание святыни, причём больные сами это подтверждают. Участились случаи духовных заболеваний от занятий спортом, увлечения рок-музыкой, особенно, так называемым «тяжелым металлом». Беса можно «подцепить» на курсах ускоренного обучения иностранным языкам, у телевизора, на сеансе у «народного целителя»…
А оккультная «наука»? На каждом углу нам обещают добытые с её помощью исцеление и процветание, успех на жизненном поприще и в утехах…
Разнообразные учебники и пособия призывают ти гь мочу, лечиться иглоукалыванием, неконтактным массажем, раскрывать духовные центры, перекачивать Энергию…
Больные становятся «целителями», пропагандистами всяческой бесовщины, этакими «тимуровцами» от сатаны. Воистину: врач, исцелися сам!
Эпохой духовного беспредела можно назвать жуткое время, в которое мы живём. Не только свои квартиры, но и свои тела мы уготавливаем для бесов. Всё в нашей современной жизни приспособлено для разрушения духовности, для извращения её. Изнеженность и эгоизм, похоть и обжорство, отсутствие терпения и смирения соделывают нас не просто жилищами бесов, а их игрушками и орудиями.
То и дело слышишь признания: «Ой, батюшка, во мне точно кто-то сидит…» Или: «Я всё время чувствую, как здесь шевелится что-то…» Бывает, и понимают, что заслужили наказание, знают, за что, но всё равно оправдывают себя:
— Да ведь так все живут… Ну кто ж знал, что нельзя…
Всё чаще стали входить бесы не за один какой-то грех, а за их совокупность. Любит прятаться враг за болезни, травмы и последствия аварий. Поэтому часты заявления типа: «Это у меня осложнение после ангины». Таким людям труднее всего объяснить суть их заболеваний. Кому, в самом деле, хочется быть бесноватым? Куда «приличнее» иметь аллергию, хронический бронхит, бронхиальную астму, гастрит, рассеянный склероз… Да и причины благозвучнее: загрязнённая окружающая среда, стиральные порошки, пыльца растений… Закоснел народ в грехе, не желает исправляться, и посылает ему Господь вразумление. Именно через болезнь многие и обращаются к Богу, приходят в разум и начинают наконец заботиться о главном — о спасении души. Наказание за грехи оборачивается милосердием Спасителя к людям Своим.
Неисповедимы пути Твои, Господи!
ВРЕМЯ ТЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ
Какое тебе до кого дело? Бес обык влачить твой глу пый ум по чужим делам, а ты теряешь драгоценное время, употребляя оное на пагубу себе.
Старец Арсений Афонский (сам себе)
Чаще всего мы и не замечаем начала духовного заболевания. Совесть нас обличает, а мы стараемся заглушить её; нас всё чаще посещают неудовлетворённость, безысходность, тоска. Мы начинаем ощущать в себе «нечто», какие-то боли, внутренний дискомфорт. Часто нарушается сон, появляются страхи. В общении с людьми — раздражительность, вспыльчивость, готовность «постоять за себя». В семье — непонимание между супругами, детьми и родителями.
Но причины мы ищем сначала вне себя, нам и в голову не приходит взглянуть на свою жизнь с точки зрения своей вины — перед собой, перед ближними, перед Богом. Грехи, совершённые нами, но не исповеданные, позволяют бесам проникать в нас и «обживать» нас.
Если мы крещены с детства, помним, как нас причащали или водили в Церковь, то спасительные мысли об обращении к Богу непременно начнут посещать нас, тревожить, раздувая огонёк надежды.
А если нет никакой веры, а только желание побыстрее избавиться от неприятного? Причём неважно, каким путём. Мы привыкли не знать законов, не ведать границ дозволенного. И вот мы уже направляем свои стопы к «бабкам», целителям, экстрасенсам и прочим служителям преисподней. Воспитанные в страхе человеческом, а не Божием, мы не вразумляемся. Стремясь к исцелению, мы только ещё более заболеваем. Новые и новые «жильцы» вселяются в нас, мучают нас и играют нами, ведя к погибели.
У таких людей, до отказа заполненных духовной мерзостью, как правило, свой взгляд на исцеление.
— Немедленно освобождайте нас! — требуют они. — Мы заплатим!
Они считают, что и духовное исцеление можно купить за деньги, как любой другой товар.
А у Бога свои законы! Их не мешало бы изучить, прежде чем обращаться к Господу с просьбой, а то и требованием. Тем, кто посещал колдунов, экстрасенсов, а то и сам «практиковал», особенно же — кто лечится одновременно и у Бога, через Церковь и святыню, и у колдунов, исцелиться труднее всего. Потому что лицемеры ненавистны Богу. Лицемерие, по словам Амвросия Оптинского, хуже неверия.
— Мы искали Истину, — порой утверждают они, как будто живут в Полинезии, а не в самом христианском государстве мира.
Но страшнее всего то, что предательство веры, погружение в бесовщину, изучение её и не считают люди грехом! Вера им уже не нужна, её место прочно заняло суеверие.
В таком духовном состоянии исцеление возможно только при вполне определённых условиях. Каковы же они?
Нужно принести Господу искреннее, нелицемерное покаяние и твердо решить изменить свою жизнь. Все члены семьи должны понять, что они составляют одно целое и поэтому перестройка жизни необходима всем. Иногда требуется даже поменять место жительства, переехав ближе к духовному центру или месту, более полезному для души. Очень важно обращаться за советом к опытным священникам, бескорыстно служащим больным, и быть послушными своим духовным руководителям.
Иного пути у нас нет. Речь идет о вечном спасении нашей души. Всемилостивый Господь ждёт нашего исправления, для того и послал нам вразумление. Не наказание, как иногда мы думаем, а именно вразумление. Чтобы мы очистились от безумия мира, ведь ничто нечистое не войдёт в Царствие Небесное. Вот какое дивное творчество нас ожидает, и Сам Христос нам Помощник, Сам Господь спешит нам на помощь! Нам ли не порадеть?!
Нельзя терять время в деле своего спасения. Находящийся в нас враг набирает силу, изменяет и физическое естество наше. Это ведёт к болезням, в излечении которых медицина бессильна. Бывает, что физические страдания отнимают слишком много сил. Хватит ли их, чтобы более или менее приготовить себя к переходу в вечность? (Об исцелении физическом тут говорить не приходится.)
Как-то пригласили меня исповедать и причастить раковую больную тридцати семи лет. С постели она уже не вставала. Захожу. Телевизор включён на всю громкость, больная пытается перекричать его, ругая восьмилетнюю дочь… Сын, шестнадцатилетний парень, увидев меня, начинает метаться по комнате, не находя себе места.
— Что с тобой? — спрашиваю.
— Плохо мне стало, как только вы вошли.
— Да в тебе, сынок, бесёнок сидит, наверное.
— Ну и что, я люблю беса. У меня и магия есть! — с этими словами он выскочил из комнаты, а девочка залезла с ногами на кровать и завизжала…
Я выключил телевизор и подошёл к больной. Когда приложил крест, её живот заходил ходуном. Побеседовал с несчастной, объяснил, что необходимо изменить обстановку, и с её согласия перевёл в ХОСПИС. Там, в тишине небольшой палаты, внимательно дважды исповедал и причастил её. Светлая, со спокойным выражением лица отошла она в иной мир.
А сколько таких случаев, когда люди обращаются в церковь слишком поздно? Когда уже трудно чем-либо им помочь, ведь исцеление — и духовное, и физическое— требует времени. Мне могут возразить: « А как раньше, например, Иоанн Кронштадтский успевал?» Ответ прост. Мир очень изменился к худшему. У людей, живших в то недалёкое время, была совсем другая вера в сердце, хотя бы элементарное представление о духовном имел каждый. Мы пали несравнимо ниже. Соответственно, изменилась и задача священника: сначала — научить, привести к Богу, познакомить с основами духовной жизни. И только потом — исцелить. Если Господу это будет угодно.
.