Почему женщине нельзя носить брюки?

Священник Игорь СавваМожно ли православной женщине носить брюки?

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60–70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

 

Старец Паисий Афонский о женской одежде.


«На женщине не должно быть мужской одежды,
и мужчина не должен одеваться в женское платье»(Втор. 22:5).— Геронда, как нам относиться к женщинам, которые приходят в
монастырь в брюках? Они часто говорят, что брюки не только удобнее, но и
скромнее, чем короткие юбки.— Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки!
Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и еще с какими подробностями! “Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское.” Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.— Однако женщины, работающие на полях, говорят, что свободно
двигаться во время работы они могут только в брюках.— Это все отговорки.— Геронда, а матери говорят, что девочки носят брюки, чтобы не
простудиться.

— Разве нельзя придумать ничего другого? Что, нет длинных
колготок? Вот пусть и носят длинные колготки, чтобы не простудиться. Можно выйти из любого затруднения — было бы желание.

— Геронда, что делать, когда в монастырь приезжают какие-нибудь
официальные лица, а с ними женщина в брюках ?

— Вы им объясняйте. Спросите их, хотят ли они, чтобы вы пошли
ради них на уступку, нарушили заведенный порядок и в монастыре творилось
бесчинство?

— Однажды, Геронда, приехали тридцать преподавательниц в
брюках, и мы пропустили их в обитель.

— Вот и плохо, не надо было этого делать. Надо было им сказать:
“Извините, у нас в монастыре такое правило: женщинам в брюках вход запрещен.” А то после они поедут и в другие монастыри, там будут говорить, что в такую-то
обитель их пропустили в брюках. Вы, не желая их компрометировать, сделали им
снисхождение, а они потом скомпрометируют вас. Повесьте на воротах табличку с
соответствующим отрывком из Ветхого Завета. Сшейте полсотни юбок и мягко,
по-доброму предлагайте их женщинам в брюках или коротком платье, которые, не
зная о монастырских порядках, приезжают к вам в первый раз.

— Геронда, а как быть, когда приезжают учащиеся старших классов
и все девочки одеты в брюки?

— Вынесите им угощение за ворота

(По традиции гостеприимства, в монастырях Греции каждого
приходящего паломника встречают угощением — лукумом или какой-то другой
сладостью и стаканом холодной воды. — Прим. пер). Это заставит их задуматься. Или если они заранее сообщают вам о своем приезде, предупредите их по телефону: “Пожалуйста, пусть учительницы и ученицы будут одеты не в брюки.” Так они поймут, что надо отнестись к монастырю с почтением. Здесь не приход. На приходе священник должен просвещать женщин, чтобы они поняли, почему им нельзя носить брюки и привели себя в божеский вид. А если иной раз в его храм придут женщины в брюках из другого прихода, то он должен что-то придумать. Церковь — мать, а не мачеха.

— Геронда, однако, многие говорят: “Поступая с такой
строгостью, вы отгоняете людей от Церкви.”

— Но раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая
женщинам надевать мужскую одежду, то что им еще нужно? Но они, видишь ли,
рассуждают: “Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты — ведь Церковь и народ — это одно и то же?” Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим “почему.” И что ты тут скажешь?

В монастырях не нужно терпеть и раздетых туристов. Нечего
оправдываться тем, что на собранные с туристов деньги монастырь будет одевать
бедняков — это уловка лукавого, который стремится сделать монаха чуждым Божьих благословений и превратить его в мирского человека. Напротив, действительное устранение монаха от мира, совершаемое ради Христа, делает его богатым добродетелями.

— Геронда, в монастыре Стомион Вы были вынуждены вешать
соответствующие объявления для туристов?

— Да, я развесил дощечки-объявления. Одна со словами “Добро
пожаловать” была у входа в монастырь. Еще две висели пониже, в двадцати минутах ходьбы от обители. На одной было написано: “В одеждах неблагопристойных — на речку” и стояла стрелочка, указывающая к реке. На другой

было: “В одеждах благопристойных — к священной обители” и
стрелочка — указатель к монастырю. Правда, хорошо написал?

— Геронда, а что нам делать летом? В это время года многие
женщины приходят в обитель с открытой спиной.

— Э, сшейте какие-нибудь попоны — закрывать им спину. Так они
поймут, что надо с уважением относиться к месту, в которое они
пришли…

Мало людей сдержанных, скромных — будь то мужчины, женщины или дети. Особенно женщины — они уже дошли до предела. Сегодня, по дороге в город я видел одну такую особу, обмотанную широченной лентой — как бинтом все равно, в каких-то немыслимых высоченных сапогах и коротенькой юбке. “Так модно,” — объяснили мне.
Другие женщины вышагивают вот на таких тонюсеньких каблуках. Чуть где неровно ступят — точно угодят к хирургу-ортопеду. А уж про прически лучше вообще помолчать… Видел ещё одну “красавицу,” простит меня Бог — что же это был за человек! Лицо какое-то дикое. В зубах сигарета: “пых-пых!”… Глазища красные!
Говорят, что сейчас люди взяли за правило не курить дома, когда дети маленькие.
А несчастные дети рождаются уже прокопченными, как селедка!.. Ушла Благодать Божия, вконец покинула людей.
Помню, в бытность мою на Синае приезжали люди, одетые так, что
даже не находилось слов… Как мне было больно глядеть на приезжавших в обитель туристок! Как же они безобразно выглядели! Все равно, что видишь выброшенные на помойку прекрасные византийские иконы, с той лишь разницей, что люди — иконы Бога —выбросили себя на помойку сами. Однажды я увидел одну женщину, одетую во что-то наподобие фелони(Фелонь — священническая риза.), и сказал: “Ну, слава Богу, хоть одна одета более-менее прилично. Ладно, чего уж там, пусть хоть в фелони, хоть в мелочи, зато, по крайней мере, отличается от остальных.” Но вот “дама в фелони” поворачивается ко мне лицом… Что я вижу! Все спереди у нее было полностью открыто!

До чего докатились люди! Мне прислали фотографию одной невесты
с просьбой помолиться, чтобы ее брак был счастливым. Её свадебное платье не
укладывалось в рамки никаких приличий. Быть так одетой, значит, нечестиво
относиться к Таинству, к священному пространству Церкви. Духовные люди и то не думают, что же взять с остальных? Поэтому я и говорю, что если и монастыри не станут удерживающей силой, то никакого другого тормоза не найдется. Сегодня люди необузданны, у них нет тормозов.

.

ВЕСЬ АД ЗАБИТ ЖЕНЩИНАМИ В БРЮКАХ…

«Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного”.
(VI Вселенский Собор, правило 62).

13 правило Гангрского Собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду «ради мнимого подвижничества”.

ПРО ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ,КОСМЕТИКУ И СТРИЖКУ ВОЛОС.

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие».
Второзаконие 22:5.

«Как-то при беседе с блаженной Пелагией Рязанской у нас зашел разговор о том, что женский пол любит себя ухорашивать да приукрашивать. Полюшка прямо сказала, что это грех пред Богом. Поля слепенькая сказала: «Скоро эти приукрашивания приведут к тому, что женщины будут подобны бесам! Наступает пред антихристово время, когда народ окончательно лишится того самого разума, без которого душу не спасти. Наступает время искажения образа Божия.
Блаженная Пелагия Рязанская.

«Приверженцы Антихриста будут ходить раздетыми. Христиане же будут одеты прилично. По церковным канонам женщина не должна носить мужское одевание. По одежде человека видно его духовное состояние».
Архимандрит Гавриил Ургебадзе.

«Со скорбью говорила матушка схимонахиня Нила о женщинах и девушках, которые ходят в брюках:
— Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, а мужчинам — женскую. За это отвечать придется перед Господом. Сами не носите и других останавливайте. Когда матушка произносила эти слова, одна из присутствующих подумала: «А что плохого, если я на огороде работаю в брюках, так ведь удобнее». Матушка тут же отреагировала на этот помысел: — и ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!».
«И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся».
Схимонахиня Нила.

«На войну заберут всех, кто ходит в брюках, даже старушек, которые ходят в брюках. Все погибнут они на войне. Женщина не должна носить брюки, а должна носить платок и юбку.
Схимонахиня Антония.

«Женщине ни в коем случае не положено рядиться под мужчину. Если женщина носит брюки, то Господь сокращает ей век. Ничего мужского нельзя носить. Если женщина ходит без платка, то впоследствии голова будет болеть. А кто волосы стрижет, то она как бритая ходит».
Схиигумен Алексий Шумилин.

«Почему каждая вторая, третья, четвертая женщина не может родить, молока у них нет? — Это потому, что женщины одели на себя мужскую одежду».
Старец Игумен Гурий.

«Говорил схиархимандрит Христофор, что люди одеваться будут по-другому, особенно женщины, женщины будут мужские головы носить, стричься будут, — это всё будет вражье, не Божье. К женщинам в брюках относился очень плохо.

«Схиархимандрит Христофор говорил, что сейчас идёт такой гнев Божий на землю, что поспивались, посгулялись, поскурились, женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали брюки носить. Все они, — батюшка как-то так выражался, — ну, с ума посходили, это, говорил, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это – смертный грех, нельзя этого делать. Такие крупные города, как Москва, Питер, погибнут и всё благословлял уходить из городов в деревню».
Из книги Схиархимандрит Христофор.

А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, — говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются и 62 правилом Трулльского Собора, запрещающим, «как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества”.
О красоте. Из наставлений старца Сампсона (Сиверса)

Из наставлений старца Сампсона (Сиверса). О красоте.
— Батюшка, губы красить можно?

Это оскорбляет Образ Божий и Образ Божией Матери. Грех, грех! Почему священнику ни в коем случае не разрешил бы, чтобы он как-нибудь пускал бы таких в Церковь и подпускал бы таких к Чаше. Видишь в чем дело? Красить губы — это признак духовного блуда. Есть духовный блуд, вы называете «флирт». Всякий флирт (заманивание своей красотой мужчин есть флирт) – это духовный блуд, вменяется в грех блуда. Вот почему флиртовать глазами, губами крашенными, этой штукатуркой, красками разными – это есть блуд! И в день суда они будут осуждены как блудники, как искусители мужского пола. А что вы приманкой хотите быть мужчин? Это разве не блуд? Чистая девушка, которая собирается быть монахиней или жить ради Бога, она разве будет прикрашиваться, примазываться? Она будет, какая она есть. А все красивы по-своему! Некрасивых нет! Поверьте мне: даже если с лошадиным лицом, она по-своему красива.

Как-то спрашивали меня: «Ну, почему же я такая некрасивая? Почему меня Бог создал такой некрасивой? Я отвратительна ». Это РОПОТ! Я отвечаю: «Бог тебя создал особо и возлюбил, чтобы ты не имела брани из-за своей красоты». Какое несчастье быть красивой! Какая это злая приманка для молодых людей. И сколько блуда гнездится в этой красивой душе! Хотя она не блудная, но она собой уже блудница. Вы никогда не думаете, никогда не пришло вам на память, как вам придется умолять Бога за то, что вы соблазняли, не зная, на блуд, совратили кого-то своим внешним видом? Хотя у вас блудных чувств и не было, а вы – блудница и совратитель: кто-то из мужчин совратился, а вы будете отвечать ненароком. И вам придется Богу молиться за него, а вы не молитесь. Вы в долгу! Дело ведь не такое простое.

Вот лошадиное или свинячье лицо бывает – некрасивое, да? А сердцем девушка очень хорошая: она добрая, она смиренная, она кроткая, она чистая, она – избранница Божия. А красота какая-нибудь, классическая, римская красота — это мученица, это страдалица. Сколько она приносит зла себе и людям! Но что, если она не понимает этого? Я хотел сказать, вернее, повторить о том, что какой подвиг у красавиц или у красивого пред Богом: если он сохранит чистоту и никого не соблазнит – это ему вменится в большой подвиг и мученичество. Это очень редко бывает! Очень редко, чтобы такие красавицы уходили бы в монастырь, чтобы уберечь свою подлинную красоту, чтобы в келье у себя они бы не осознавали, что они красивые, чтобы они не вертелись перед зеркалом и не прихорашивались. Это величайший дар – быть красивой – дар Божий! А подправлять косметикой на мнимую красоту – это грех, вменяется в ропот, во-первых, во-вторых, в оскорбление Образа Божия и Образа Божией Матери! … [любой] дар Божий, он дается человеку для того, чтобы пользоваться им во благо, во славу Божию, да? А не на радость сатане и ангелам его.

А мир говорит так: «Ну, как же так, мы живем один раз в жизни, мы должны воспользоваться тем, что Бог дал нам такие дары, такие знания, такой опыт, такие способности, чтобы нам покрасоваться». Так говорит человек маловерующий, он не понимает, что он ругается над даром Божиим. Это тонкий ропот. Такой разговор нам вменяется в грех ропота, скрытого неясного. Не всякий духовник поймет, даже N, что это ропот. А ропот – это оскорбление Духа Святаго. Нужны покорность и благоговеинство пред милостью Божией, да? Их надо нам в себе возгревать. Если бы мы, конечно, понимали всегда, что мы ходим в присутствии Божии: пьем, едим, сидим, разговариваем, так?, переодеваемся, моемся – а Бог на нас смотрит, Бог нас видит! Тогда было бы меньше греха, да? Был бы постоянный стыд, постоянный страх пред ним, и бегание греха: как бы Его, Всеведящего, не оскорбить!..

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Из частных писем. Расшифровка аудио записи («Старец иеросхимонах Сампсон (1898-1979). Жизнеописание, поучения, письма». Диск 3).

Старец схиархимандрит ХРИСТОФОР. Женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали брюки носить. Все они, — батюшка как-то так выражался, — ну, с ума посходили. Это, говорил, очень плохо, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это — смертный грех, нельзя этого делать.

СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ о внешнем виде. Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.

Старец протоиерей НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ в юродивой форме обличал женщин, которые носили брюки, даже если (как это и сейчас часто бывает с паломниками на святых местах) они одевали поверх брюк юбки, — таких женщин он называл мужскими именами, часто называл женщину именем ее мужа с ее собственным отчеством.

Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу. Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это». (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом. Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило). Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!». Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их. Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».

Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен.

Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.

Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды.

Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте.

Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!». Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка.

Почему женщине нельзя носить брюки?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.